В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии и рассматривается на трех уровнях:

  • общесоциальном;
  • специально-криминологическом;
  • индивидуальном.

Предупреждение преступности — многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на:

  1. выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступ­ности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий;
  2. выявление и устранение ситуаций на определенных территори­ях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений;
  3. выявление в струк­туре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска;
  4. выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в слу­чае необходимости — и на их ближайшее окружение.

Цели предупредительной деятельности должны сообразовы­ваться с состоянием и возможностями общества:

  • противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе на всех уровнях — глобальном, локальном, индиви­дуальном;
  • сдерживание и сокращение преступности;
  • упреждающее устранение угроз правам, свободам и закон­ным интересам граждан, интересам общества и государства в связи с возможностью перехода части членов общества на путь совершения преступлений;
  • коррекция жизненной позиции и поведения этих членов общества, условий их жизнедеятельности для обеспечения ресоциализации;
  • способствование созданию и укреплению в об­ществе демократической, экономической, политической, соци­альной и психологической стабильности и безопасности.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов — руководя­щих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содер­жания соответствующей деятельности.

Принципы предупреждения преступности:

  1. законности,
  2. демократизма,
  3. социальной справедливости и гуманизма,
  4. ком­плексности,
  5. дифференциации и индивидуализации,
  6. своевремен­ности и необходимой достаточности,
  7. научной обоснованности.

Законность деятельности по пре­дупреждению преступности означает предупреждение преступности осуществляется в строгом соот­ветствии с законодательством, с компетенцией субъектов преду­предительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного криминального рис­ка и на отдельных граждан применяются только при наличии дос­таточных данных, определяющих в соответствии с законом осно­вания предупредительного воздействия на таких лиц при неук­лонном соблюдении их прав и законных интересов.

Демократические начала предупреждения преступности про­являются в широком участии в профилактической деятельно­сти как общественных и религиозных объединений, так и насе­ления в целом; во включении в систему предупредительной деятельности мер по выработке солидарной позиции общест­венного мнения; в осуществлении органами законодательной власти и представительными органами местного самоуправле­ния, а также собраниями граждан контроля за предупредитель­ной деятельностью путем получения информации о ней, соот­ветствующей оценки и выдвижения требований по совершен­ствованию предупредительной деятельности и устранению нарушений. В рассматриваемой сфере достаточно широко ис­пользуется и конституционное право граждан обращаться лично, а также коллективно по вопросам борьбы с преступностью в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социальная справедливость и гуманизм деятельности по пре­дупреждению преступности проявляются в ее упреждающей за­щите ценностей общества, прав и законных интересов физиче­ских лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных ор­ганов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) служат питательной средой для пре­ступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых неза­конным путем; в обеспечении соответствия мер предупреди­тельного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого досто­инства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования «не навреди».

Комплексность в деятельности по предупреждению преступ­ности проявляется в программно-целевом подходе, всесторон­нем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой ос­нове мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность при­чин и условий преступности, ее отдельных видов, а также воз­можного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Комплексность предпо­лагает также координацию деятельности субъектов предупреж­дения преступности, сочетания воздействия на личность и сре­ду, разработку типовых моделей предупредительной деятельно­сти, для того чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики.

Принцип дифференциации и индивидуализации предупреди­тельной деятельности означает соотнесение характера и интен­сивности намечаемых мер с конкретными задачами воздейст­вия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедея­тельности и динамики поведения.

Своевременность и достаточность предупредительной дея­тельности означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, ко­торые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.

Научная обоснованность как принцип предупреждения пре­ступности предполагает:

  1. обеспечение соответствия разрабаты­ваемых задач и мер предупредительной деятельности социальной и криминальной ситуации и ее тенденции, а также основным ценностям общества, существующим возможностям кадрового, ресурсного обеспечения и уровню правового регулирования;
  2. государственный заказ на научные разработки в сфере преду­преждения преступности, осуществляемый на базе прогноза раз­вития ситуации и учета уже обозначившихся потребностей прак­тики;
  3. создание организационной базы для экспериментальной проверки научных разработок и сопровождения их в процессе внедрения;
  4. создание современной информационной базы на машинных программах и носителях, обеспечивающей монито­ринг ситуации, ее прогноз в сопоставлении с состоянием преду­предительной деятельности;
  5. использование современных ме­тодов оценки эффективности предупредительной деятельности на основе выявления корреляционных и содержательных связей между решениями, принимаемыми и осуществляемыми для пре­дупреждения преступности, и изменениями в ее количественно-качественных характеристиках (в целом и по отдельным видам в масштабе страны, региона, местности и т. д.); для оценки эффек­тивности предупредительной деятельности существенно просле­живание изменений в общественном мнении по вопросу об уров­не безопасности от преступных посягательств;
  6. обязательное проведение криминологической экспертизы проектов законов, нормативно-ведомственных актов, социально-экономических программ и т. п. в целях научно обоснованного анализа и прогно­зирования тех или иных возможных криминогенных последст­вий и принятие своевременных мер к их недопущению.


0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"