Основания и цели участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением

    1. в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо
    2. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершен­нолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основаниями и целями участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций являются:

    • положение стороны или третьего лица, заявляющего само­стоятельные требования, когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, выступают в процессе от своего имени; имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела (цель - защита собственных интересов);
    • заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые воз­ложены на них законом и актами, определяющими компетенцию данного государственного органа (организации) (цель - защита интересов и прав других лиц, являющихся субъектами спорного материального правоотношения).

Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие:

    1. указание закона,
    2. наличие просьбы заинтере­сованного лица (субъекта спорного материального правоотноше­ния), в защиту прав которого предъявляется иск истцом в процессуальном смысле (который занимает положение процессуального истца).

В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

Характерные признаки процессуальных истцов в гражданском процессе:

    • отсутствие материально-правового интереса;
    • освобождены от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов по делу;
    • к ним не может быть предъявлен встречный иск;
    • наряду с процессуальным истцом к делу привлекается истец, чьи материальные права должен защитить суд.

Государственные органы относятся к той группе лиц, уча­ствующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности.

Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граж­дан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту, которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:

    1. обращение в суд с иском в защиту и прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц (иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица);
    2. вступление в процесс (по своей инициативе или по инициативе суда или участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей).

Основная цель их участия в обоих формах состоит в защите прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

Первая форма участия — возбуждение гражданского дела

Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением

    • права на заключение мирового соглашения и
    • обязанности по уплате судебных расходов.

Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов.

Однако в ряде случаев закон содержит такое указание. Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде, и регулируемых нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

Ряд норм ГПК РФ предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Например, согласно ст. 281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опек и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Вторая форма участия — всту­пление в дело для дачи заключения

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наибо­лее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как следует разрешить спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое на­ходится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и закон­ных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу.

Например, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть при­влечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК РФ). Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассма­тривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и по­печительства и прокурора.

 

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии под­готовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномо­ченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государ­ственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики.

Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа имеет важное значение для участия в гражданском процессе государственных органов, правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами выводами, содержащимися в заключении, и может вынести ре­шение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда несогласий с выводами, содержащимися в заключении.

Заключение государственного органа, органа местного са­моуправления следует отличать от заключения эксперта.

Экс­перт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие за­висит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

 



4.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.50 (6 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"