К наиболее важным законам Ликурга можно отнести:

    1. создание совета старейшин (герусия);
    2. передел земель Лаконики и их распределение по жребию меж­ду спартиатами и периэками;
    3. ряд мер, направленных на сдерживание имущественного расслоения спартиатов.

Создание совета старейшин (герусия)

Спарта управлялась помимо народного собрания и коллегии эфоров (правительственная власть) еще Советом старейшин (герусий), созданным по замыслу легендарного законодателя Ликурга и включавшим 28 уважаемых сограждан старше 60 лет и двух ца­рей (архагетов) спартанских племен — дорийского и ахейского.

Социальное и политическое устройство Спарты скреплено было договором (ретрой), который приписывался Ликургу. Ретра отно­сится к VIII—VII вв. до н.э., но окончательно "Ликургов строй" сложился только к концу VII — началу VI в. до н.э. Это устрой­ство было нацелено на обеспечение единства спартиатов с помо­щью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместных усилий по обеспечению господства над завоеванными землями и племенами. После завоевания Лаконики и Мессении в Спарте стали проживать 200 тыс. илотов, 32 тыс. периэков (непол­ноправные окрестные жители) и 10 тыс. спартиатов (мужчины-воины).

Устройство Спарты, по авторитетному обобщению Аристотеля, принадлежало к числу образцов наилучшего устройства. Спарта являла собой "прекрас­ное смешение олигархического и демократического строя". К де­мократическому элементу Аристотель относил такую черту спар­танского быта, как "равенство в образе жизни всех спартиатов без различия их имущественного состояния и происхождения". Ликург учредил Совет старцев, избиравшихся пожизненно из числа лиц старше 60 лет, которые совместно с царями были призваны быть залогом успеха в обеспечении благополучия и благоразумия. Совет старцев помогал царям в их сопротивлении своеволию большинства в народном собрании, но в то же время помогал народу в его сопротивлении тирании.

Другую особенность Спарты составило непосредственное уча­стие народа в выборе самых высших должностных лиц в виде коллегии из пяти эфоров, которые вершили дела административ­ные и судебные и выполняли надзорные функции за деятельнос­тью чиновников. Даже в сопоставлении с двумя царями, представ­лявшими в герусий ахейцев и дорийцев, эфоры никому не были подотчетны, кроме своих преемников и еще жрецов-гадателей.

Передел земель Лаконики и их распределение по жребию меж­ду спартиатами и периэками

Ликург произвел также своеобразный передел земли; он раз­делил земли Лаконики на участки и поделил их по жребию меж­ду спартиатами и жителями окрестных со Спартой областей (периэками). Земельные наделы (клеры) нельзя было делить, дарить или завещать. Спартиаты обязывались также к совместным трапе­зам и несению военной службы. Обучение военному делу начина­лось с 7-летнего возраста и продолжалось до 20 лет. Затем насту­пал 40-летний срок участия в военных предприятиях, в том чис­ле в мирное время. Воины упражнялись в набегах на селения ило­тов — покоренных местных племен, прикрепленных к земле и ставших разновидностью государственных крепостных людей. Ли­кург, по преданию, изгонял из быта спартиатов роскошь и жаж­ду наживы. С целью воспрепятствовать этим порокам он ввел тя­желые металлические деньги, неудобные для обращения. Даже разбогатевшие спартиаты не имели возможности свободно распоряжаться накопленным ими имуществом, находясь под столь стро­гим и пристальным надзором полиции нравов.

По мнению Плутарха, Ликург своим изобретением Совета старцев сильно упрочил положение государственного корабля. Уподобление города-государства морскому кораблю было у гре­ков привычным и обиходным. Например, полис, в котором демос возвысился над аристократией, они сравнивали с неуправляемым кораблем. Продолжая эту традицию во II в. до н.э., Плутарх упо­добил герусию в Спарте той разновидности груза-балласта в глу­бине корабельного трюма, которая не дает судну раскачивать­ся или перевертываться во время сильного шторма. А политичес­кий шторм был вполне вероятен в случае непримиримых рас­хождений между эфорами и апеллой (народным собранием).

По­добное распределение властных полномочий и возможностей в древнем государстве можно считать античной разновидностью обособления и равной весомости властей, которая нацелена на мирное и плодотворное сотрудничество многих властных учреж­дений.

(подробнее см.: Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. - 744 с.)



4.75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.75 (2 Votes)

Внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 |   "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"