Понятие административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом.
Административное правоотношение есть:
- результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
- корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
- установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она - основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.
Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.
Структура административно-правовых отношений
Современная юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать в отрыве от тех фактических общественных отношений, которые облекаются в правовую форму. Возникая на основе правовых норм, они становятся особой формой действий и поступков людей. Юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения — это цельное социальное явление.
Структура правового отношения имеет 3 необходимых элемента:
- субъекты;
- объект;
- содержание (права и обязанности).
Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.
Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:
- органы исполнительной власти;
- предприятия;
- учреждения;
- организации;
- государственные служащие;
- граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Сущность административной правоспособности органов государственного управления предопределяется их специфическим назначением. Она означает способность данных органов иметь и осуществлять в том или ином объеме задачи государственного управления, вступать в связанные с реализацией этих задач административно-правовые отношения. Ей соответствует объем государственно-властных полномочий, которыми наделяется данное звено системы органов государственного управления, т.е. его компетенция.
Для общей административной правоспособности органа государственного управления характерна его способность самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций. Административная правоспособность органов государственного управления наступает с момента их образования и определения их компетенции; одновременно наступает административная дееспособность этих органов, т.е. способность практически реализовать свою правоспособность.
Административная правоспособность государственных служащих определяется тем, что они фактически осуществляют повседневную исполнительно-распорядительную деятельность, являясь служебным аппаратом органов государственного управления. Естественно, что речь в данном случае идет о тех служащих, которые входят в состав административно-управленческого персонала, обладая с момента назначения и административной дееспособностью.
Административная правосубъектность служащего обусловлена занимаемой им должностью в аппарате управления. В более общем плане она определяется и предопределяется компетенцией данного органа управления, его административной правоспособностью. Конкретно его административная правоспособность закрепляется должностными инструкциями, а если таковых не имеется - общими или специальными нормами государственного и административного права.
Административная правоспособность граждан возникает с момента их рождения. Их частичная дееспособность в административно-правовой сфере наступает, как правило, с 14 лет, например получение паспорта, а полная - с 18 лет, т.е. с совершеннолетия.
В административно-правовых отношениях споры, которые могут возникать между их участниками, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает ряд случаев судебного рассмотрения таких споров.
Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере государственного управления. В каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их результаты.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения различаются:
1) по содержанию:
- материальные;
- процессуальные.
2) по соотношению прав и обязанностей участников:
- отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
- отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения):
а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию (связи, возникающие по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления - между двумя министерствами);
б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.). Эти две названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;
в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, рассмотрение административно-правовых споров);
г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность).