Основные теории происхождения права:
- теологическая;
- естественная;
- историческая;
- классовая.
Теологическая теория происхождения права
Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности.
Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.
Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.
Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.
В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.
Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость.
Теория естественного происхождения права
Согласно ествественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения.
Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок.
Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.
Право наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качесве образца и критерия качества действующего позитивного права.
В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс.
Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права.
В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права.
Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет.
Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).
Историческая теория происхождения права
Обосновывает происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства.
Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права.
Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта.
Право вырастает из национального духа, «народного духа». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него, «подсказанное».
Главный принцип существования права – саморазвитие. Индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями.
Право существует всегда, оно присуще народу, но не государству.
Право есть одно из проявлений духа народа, законодатель – это выразитель духа народа, законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.
Классовая теория происхождения права
Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права.
Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин.
Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми.
Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер.
В обобщенном виде право – выведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.