Договор перевозки груза

 

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

Исполнение перевозчиком обязательств по доставке груза

Одной из основных обязанностей перевозчика является доставка груза в пункт назначения — на железнодорожную станцию, в морской или речной порт, на аэродром, в место нахождения получателя груза, — указанный в транспортной накладной или коносаменте.

Транспортное законодательство допускает изменение пункта на­значения или получателя перевозимого груза.

Так, согласно ст. 31 УЖТ перевозчик по заявлению грузоотправителя или грузополучателя про­водит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения и оформлением дальней­шей перевозки по новым перевозочным документам, за что взимает соответствующий сбор. Заявитель обязан при этом произвести расче­ты за перевозку груза по первоначальным перевозочным документам и внести платежи по новым перевозочным документам, а также обя­зан урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем (ст. 32 УЖТ).

Согласно ст. 110 ВК грузоотправитель имеет право в порядке, пре­дусмотренном правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления или изме­нить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управо-моченному лицу.

В соответствии со ст. 65 КВВТ при перевозке на внутреннем вод­ном транспорте грузоотправитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной (а грузополучатель — с мо­мента получения транспортной накладной от перевозчика до момен­та начала выдачи груза) имеет право произвести замену грузополучате­ля без изменения пункта назначения или изменить пункт назначения. Грузоотправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в пунк­те отправления до отправления судна.

По договору морской перевозки груза отправитель вправе потребо­вать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выда­чи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента (ст. 149 КТМ).{/spoiler}

Срок доставки груза в пункт назначения

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения с соблюде­нием отведенного для этого срока. Такой срок определяется в поряд­ке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при его отсутствии применяется разумный срок (ст. 792 ГК).

Транспортные уставы и кодексы при определении сроков достав­ки грузов отсылают к правилам перевозок грузов (ст. 109 ВК и ст. 76 КВВТ). Вместе с тем ст. 33 УЖТ установлено, что грузоотправители и перевозчики в договорах об организации перевозок могут предусматри­вать сроки доставки грузов иные, нежели те, которые указаны в прави­лах перевозок грузов. По договору морской перевозки с учетом ее спе­цифики перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, кото­рые установлены соглашением сторон, а при его отсутствии — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом кон­кретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).

Перевозимые по железным дорогам грузы считаются доставлен­ными в срок, если на станции назначения они выгружены железнодо­рожным перевозчиком или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока дос­тавки. Установленные сроки доставки также считаются соблюденны­ми, если грузы прибыли на станцию назначения в пределах указанных сроков, но имела место задержка подачи вагонов, контейнеров с гру­зами вследствие того, что грузополучателем не внесены платежи, при­читающиеся перевозчику, или в силу иных зависящих от грузополуча­телей причин, что удостоверено актом общей формы.

Обеспечение сохранности груза перевозчиком

В обязательство перевозчика по доставке груза включается и его обязанность по обеспечению сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения (например, ст. 150 КТМ).

Вместе с тем определение периода ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза, а также распределение бремени не­гативных последствий, вызванных несохранностью груза, во многом зависят от специфики деятельности того или иного вида транспорта. Например, при железнодорожных перевозках погрузка грузов в вагоны на местах необщего пользования, их укладка, размещение и крепле­ние внутри вагонов возлагаются на грузоотправителя, который в этом случае и несет ответственность за недостачу, повреждение, порчу гру­за, имевшие место в силу неправильной погрузки, ненадлежащей ук­ладки или крепления груза внутри вагона (ст. 95 УЖТ). По договору морской перевозки размещение груза на судне производится по усмот­рению капитана, поэтому ответственность за правильное размещение и крепление груза на судне несет перевозчик.

Обеспечению сохранности перевозимых грузов в определенной ме­ре способствует выполнение грузоотправителем и перевозчиком, по­грузившими груз в отдельный вагон, контейнер, секцию автомобиля, судовое помещение, обязанностей по их пломбированию, предусмот­ренных транспортным законодательством (ст. 28 УЖТ, ст. 74 КВВТ, ст. 13 УАТ). Правда, прибытие груза в пункт назначения в транспорт­ном средстве за ненарушенной пломбой грузоотправителя в случае его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче, но не может стать основанием освобождения перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза.

Особо регулируются обязанности по сохранности грузов, перево­зимых в открытом подвижном составе, а также навалом или насыпью. Так, на железнодорожном транспорте утверждаются отдельные переч­ни таких грузов, а при необходимости их упаковки в зависимости от свойств груза применяется транспортная тара.

На морском транспорте особым образом регулируются отношения, связанные с перевозкой палубных грузов (ст. 138 КТМ). Перевозчик вправе перевозить груз на палубе только по соглашению с отправите­лем или на основании прямых указаний нормативных актов либо в со­ответствии с обычаями делового оборота. При нарушении указанных правил перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение гру­за или просрочку его доставки, вызванные исключительно перевозкой груза на палубе. При перевозке груза на палубе при наличии соглаше­ния о его перевозке в трюме перевозчик утрачивает право на ограни­чение ответственности в соответствии со ст. 172 КТМ.

На некоторых видах транспорта заключаются договоры перевозки грузов с условием об их сопровождении военизированной охраной или представителями грузоотправителей либо грузополучателей. Например, на железнодорожном транспорте утверждаются специальные перечни таких грузов. Аналогичным образом могут сопровождаться и грузы, не входящие в соответствующие перечни, если это предусмотрено дого­ворами, заключаемыми железнодорожными перевозчиками и грузо­отправителями либо грузополучателями (ст. 17 УЖТ).

Вместе с тем сопровождение перевозимого груза проводниками грузоотправителей или грузополучателей не может служить обстоя­тельством, автоматически освобождающим перевозчика от ответст­венности за несохранность грузов. Для этого он должен доказать, что утрата, недостача, повреждение или порча перевозимого груза имели место по причинам, связанным с действиями (бездействием) провод­ников, сопровождавших указанный груз.

Исполнение перевозчиком обязательств по выдаче груза

Исполнение обязательства по перевозке груза заканчивается в пункте назначения выдачей груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу, которая составляет обязанность перевоз­чика перед грузоотправителем и перед получателем груза (как третьим лицом, в пользу которого был заключен договор). Последнему принад­лежит право требования к перевозчику выдать доставленный груз.

Традиционно закрепляемую транспортными уставами и кодексами (кроме КТМ) обязанность получателя принять от перевозчика достав­ленный груз, в том числе незаказанный (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 111 ВК, п. 3 ст. 79 КВВТ, ст. 15 УАТ), следует рассматривать как реликт советско­го транспортного законодательства, обеспечивавшего интересы транс­портных министерств и ведомств зачастую за счет ущемления интересов клиентуры.

Правила о ней не подлежат применению как противоречащие п. 3 ст. 308 ГК, ибо грузополучатель не связан договором грузоотправителя и перевозчика, в котором он не участвует, до момента выражения долж­нику (перевозчику) намерения воспользоваться своим правом по это­му договору. Лишь с этого момента для лица, обозначенного в транс­портной накладной в качестве получателя груза, становятся обязатель­ными предписания транспортного законодательства, определяющие обязанности грузополучателя. Если же указанное лицо, несмотря на направленное ему уведомление о прибытии груза, не обращается к пе­ревозчику с требованием выдачи груза, то оно и не может признаваться участником правоотношений перевозки и не несет никаких обязанно­стей, предусмотренных транспортным законодательством. В отноше­нии груза, доставленного в его адрес, должен применяться правовой режим, установленный для невостребованных грузов.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его ад­рес грузах (ст. 34 УЖТ), а грузополучатель должен внести плату за пере­возку этого груза и иные причитающиеся перевозчику платежи (ст. 35 УЖТ). Они должны также совершить и иные действия по оформлению выдачи груза, которые иногда называют «раскредитованием документов». Окончательным подтверждением оформления выдачи груза при­знается подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

При осуществлении выгрузки перевозчиком или выдаче груза с его участием (например, при установлении его недостачи или повреждения) подтверждением выдачи груза считается отметка в железнодорожной на­кладной, которая затем выдается грузополучателю под подпись в дорож­ной ведомости. В случаях, когда выгрузка осуществляется грузополуча­телем, в том числе на подъездных путях, подтверждением фактической выдачи груза является его отметка в памятке приемосдатчика.

При невнесении грузополучателем перевозчику причитающихся ему платежей в связи с перевозкой груза, а также несовершении иных действий, необходимых для оформления выдачи груза, перевозчик вправе удержать груз, о чем он должен уведомить грузоотправителя. По­следний должен распорядиться грузом в течение четырех суток, иначе перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз (за исклю­чением отдельных видов грузов, перечисленных в ст. 35 УЖТ).

Исполнение обязанности по выдаче грузов получателю включает в себя и выполнение перевозчиком обязанности по проверке массы гру­за, его количества и состояния. Такая проверка обязательна в случаях:

  • прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в ваго­не, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными уст­ройствами или такими устройствами попутных станций;
  • прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или пор­чи при перевозке груза в открытом подвижном составе;
  • прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
  • прибытия груза, погруженного перевозчиком;
  • выдачи груза, выгруженного перевозчиком в местах общего поль­зования.

Конкретные способы проверки применительно к отдельным ви­дам грузов определяются Правилами выдачи грузов на железнодо­рожном транспорте.

Если при проверке состояния груза обнаружены его недостача или повреждение (порча) либо такие обстоятельства установлены состав­ленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция обязана определить размер фактической недостачи, повреж­дения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициа­тиве или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

  • несоответствия наименования, массы, количества мест груза дан­ным, указанным в перевозочных документах;
  • повреждения (порчи) груза;
  • обнаружения груза без перевозочных документов, а также перево­зочных документов без груза;
  • возвращения перевозчику похищенного груза;
  • непередачи перевозчиком груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки или в день выдачи груза получателю, а в пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерче­ским актом, но не позднее следующих суток (ст. 119 УЖТ). Не допус­кается внесение в него каких-либо предположений и выводов о при­чинах несохранности груза либо виновности в этом одной из сторон договора перевозки. Коммерческий акт должен быть подписан грузо­получателем, если он участвует в проверке груза, и работниками пе­ревозчика, указанными в правилах перевозок грузов. О выдаче ком­мерческого акта или о выдаче груза без его проверки делается отмет­ка в железнодорожной накладной.

К сожалению, перевозчик и грузополучатель традиционно обладают разными возможностями по фиксации фактов недостачи, поврежде­ния (порчи) грузов, определению их размера и причин несохранности грузов, поскольку транспортное законодательство допускает составле­ние соответствующих документов, удостоверяющих указанные факты, перевозчиком в одностороннем порядке (без участия получателя). Неко­торой компенсацией ущемленных интересов грузополучателя служит общее правило п. 4 ст. 796 ГК о том, что документы о причинах несо­хранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), состав­ленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора под­лежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответствен­ности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

На внутреннем водном транспорте обязательство перевозчика по выдаче груза получателю также включает в себя обязанность уведо­мить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, которые вы­даются ему после внесения всех причитающихся перевозчику платежей за их перевозку. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. В отличие от железнодорож­ных перевозок порядок выдачи и вывоза грузов здесь может быть оп­ределен соглашением грузополучателя и перевозчика, исключающим применение норм о порядке выдачи груза, которые определены пра­вилами перевозок грузов (п. 3 ст. 79 КВВТ).

По договору автомобильной перевозки груз выдается перевоз­чиком в пункте назначения грузополучателю, указанному в наклад­ной. Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, от­дельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповре­жденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест (п. 8 ст. 15 УАТ). Проверка груза осуществляется при его выдаче получа­телю лишь в случаях:

  • прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в ис­правном кузове, но с поврежденными пломбами;
  • поступления скоропортящегося груза с нарушением установленно­го срока доставки или температурного режима;
  • прибытия груза в крытом транспортном средстве, принятого к пе­ревозке без пломб.

Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются перевозчиком с проверкой веса и состояния только в поврежденных местах (п. 9 и 10 ст. 15 УАТ).

Факты несохранности грузов удостоверяются записями в транс­портных документах, а в случае разногласий между автотранспортной организацией и грузополучателем (грузоотправителем) — актами уста­новленной формы (ст. 38 УАТ).

Получателем груза по договору морской перевозки, осуществляе­мой по коносаменту, признается любой законный держатель оригинала коносамента, т.е. в зависимости от вида коносамента как ценной бу­маги

  • либо лицо, указанное в коносаменте;
  • либо лицо, которому коно­самент передан по именной передаточной надписи или по правилам, установленным для уступки требования;
  • либо лицо, по приказу которо­го составлен коносамент;
  • либо лицо, указанное в последней из непре­рывного ряда передаточных надписей, или предъявитель коносамента с последней бланковой надписью;
  • либо лицо, предъявившее коноса­мент.

В случаях, когда перевозка груза осуществляется на основании морской накладной или иного подобного документа, перевозчик мо­жет выдать груз получателю, указанному в таком документе, или по­лучателю, указанному отправителем (ст. 158 КТМ).

В отличие от иных транспортных уставов и кодексов КТМ не за­крепляет обязанности грузополучателя принять от перевозчика дос­тавленный ему груз, а потому вынужден детально регулировать судьбу невостребованного груза, а также груза, от которого отказался грузопо­лучатель (ср. ст. 159 КТМ). Вместе с тем и здесь при выдаче груза по­лучатель обязан возместить перевозчику расходы по перевозке, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а в случаях, предусмотренных коносаментом или другим документом, на основании которого осуще­ствлялась перевозка, уплатить фрахт и плату за простой судна в пор­ту погрузки. Исполнение данной обязанности обеспечивается правом удержания груза до уплаты указанных сумм, которым наделяется пе­ревозчик. Обращение взыскания на удерживаемый груз производится морским перевозчиком не путем его свободной продажи, а продажей с публичных торгов на основании решения суда (п. 4 ст. 160 КТМ).

В ходе выдачи груза при фактической или предполагаемой его ут­рате либо повреждении получатель и перевозчик обязаны предостав­лять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю. Если до выдачи или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявления пе­ревозчику об утрате или о повреждении груза, считается, что груз по­лучен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказа­тельств об ином (ст. 162 КТМ).

Это, однако, не означает освобождения перевозчика от ответст­венности за несохранность груза, поскольку получатель не лишает­ся возможности доказывать, что, несмотря на отсутствие заявления, груз был доставлен в ненадлежащем состоянии. Обстоятельства, кото­рые могут служить основанием для ответственности перевозчика, от­правителя или получателя груза, также удостоверяются коммерчески­ми актами (составляемыми в случаях, предусмотренных ст. 402 КТМ) или актами общей формы.

 

ВНИМАНИЕ!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 pdf  "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

Copyright © 2012-2017 Все права защищены. Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт. Designed by JoomShaper.

Вход

Яндекс.Метрика