Договор перевозки груза

Содержание материала

 

Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза

Исполнение грузоотправителем обязанности по оплате перевозки груза

Транспортные уставы и кодексы (за исключением КТМ) предусмат­ривают в качестве общего правила, что исполнение грузоотправителем обязанности по оплате перевозки груза должно носить предваритель­ный характер, т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 30 УЖТ и ст. 75 КВВТ). Более того, предусматривается право перевозчика до предварительного получения провозной платы не только не исполнять свои обязательства по перевозке принятого гру­за, но и не осуществлять подачу транспортных средств для перевозки следующей партии груза.

Окончательные расчеты за перевозку грузов осуществляются ме­жду перевозчиком и грузополучателем в пункте назначения. При этом груз выдается получателю лишь при условии внесения им соответст­вующих платежей, а согласно ст. 30 УЖТ до внесения на станции на­значения всех причитающихся перевозчику платежей вагоны и кон­тейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами и контейнерами.

По договору морской перевозки груза в зависимости от его вида причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. Вместе с тем ст. 163 КТМ предусмотрена возможность отнесения обязанности по оплате перевозки груза на получателя в слу­чаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрах­тователем и перевозчиком, и при условии включения данных об этом в коносамент (перевод платежей). Договором морской перевозки мо­жет быть предусмотрен и иной порядок оплаты (например, держателем коносамента), а чартеры могут содержать условия об уплате фрахта по частям (соответственно в порту отправления и в порту назначения).

За утраченный при перевозке груз фрахт не взимается, а если он уп­лачен вперед, то подлежит возврату. Если же утраченный груз окажет­ся впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в раз­мере, пропорциональном пройденному судном расстоянию (ст. 165 КТМ). За груз, погибший или поврежденный вследствие его естест­венных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Договор перевозки груза прекращается его надлежащим исполнением, т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставлен­ного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполно­моченному на получение груза лицу. Вместе с тем на транспорте особое значение имеет прекращение обязательства невозможностью исполнения вследствие действия непреодолимой силы и иных обстоятельств, не зави­сящих от перевозчика (стихийных бедствий, эпидемий, введенных властя­ми запретов, блокады, военных действий, попыток захвата судна и т.п.), что обычно исключает для сторон договора обязанность взаимного воз­мещения убытков (ст. 46 УЖТ, ст. 156,157 КТМ, ст. 84 КВВТ).

При осуществлении морских перевозок убытки, понесенные вследст­вие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях сохранения от общей опасности судна, фрахта и груза (например, при намеренной посадке судна на мель во время шторма), распределяются между судном, грузом и фрахтом соразмер­но их стоимости (п. 1 и 3 ст. 284 КТМ), если соглашением сторон не установлено иное.

Такие убытки называются общей аварией. Расчет убытков, понесен­ных при общей аварии, называется диспашей. Он составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права, — диспа­шерами (ст. 305 КТМ). Диспаша может быть оспорена в суде.

Если опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы и пожертвова­ния, возникла по вине одной из сторон или третьего лица, распреде­ление возникших убытков также происходит по правилам об общей аварии, что не лишает ее участников права на взыскание убытков с от­ветственного за них лица.

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, признают­ся частной аварией и не подлежат распределению между судном, гру­зом и фрахтом (п. 1 ст. 297 КТМ). Их несет тот, кто их потерпел (либо лицо, ответственное за их возникновение).

 

2.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).