Договор перевозки грузов

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"


Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Замечание по договору морской и воздушной перевозки

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Стороны договора перевозки

  1. Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
  2. Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
  3. Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

(См., напр.,  ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа - п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Подробнее о транспортной накладной

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в письме ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.

Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК).

Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой дого­вор присоединения. Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

Существенные условия договора перевозки грузов

Предмет договора перевозки груза:

  • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.

В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:

  1. характеристики груза (вид, количество и т.п.);
  2. наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
  3. пункты отправления и назначения;
  4. характеристики предоставляемого транспорта;
  5. сроки перевозки;
  6. цена договора, порядок расчетов.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

В заявке (заказе) должны быть указаны:

  • наименование и количество груза,
  • пункт назначения,
  • грузополучатель и
  • сумма за перевозку.

Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.

Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.


При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).


Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

  1. доставка груза в пункт назначения, указанный в транспортной накладной или коносаменте;
  2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
  3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
  4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).

Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза

  • оплата перевозки груза должна носить предваритель­ный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза, если иное не предусмотрено соглашением сторон);
  • окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
  • своевременное принятие доставлен­ного груза грузополучателем или иным уполно­моченным на получение груза лицом.

Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

  1. за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
  2. за необеспечение его сохранности.

Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

  • либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
  • либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК.
2.25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий