В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты трудовых прав и свобод, включающая в себя перечень государственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией.
Согласно ст. 353 ТК РФ:
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Среди указанных органов следует выделить Федеральную инспекцию труда - единую централизованную систему, состоящую из
- федерального органа исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости - Роструд), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
- его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354-356 ТК РФ).
Таким образом, в систему государственной защиты трудовых прав и свобод входят следующие органы контроля и надзора:
- органы прокуратуры (высший контроль за соблюдением законодательства о труде);
- Федеральная инспекция труда (государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми работодателями на территории РФ);
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с Федеральной инспекцией труда).
Все они действуют в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами. Все указанные органы, уполномоченные осуществлять надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в названных правоотношениях выступают в качестве управомоченных субъектов.
Нельзя также упускать из виду органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные правом осуществлять внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.