Понятие и признаки государственного органа
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.
Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
- представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
- действует от имени государства и по его поручению;
- образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом");
- выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
- имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
- состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
- имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
- обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
- в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
- действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.
Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:
-
- принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
- принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
- конкретно-организационной деятельностью;
Виды государственных органов
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
1) по порядку образования:
-
- избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
- формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).
2) по форме реализации государственной деятельности:
-
- на законодательные (представительные);
- исполнительно-распорядительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные органы.
3) по принципу разделения властей:
-
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
4) по иерархии:
-
- центральные;
- республиканские;
- местные;
5) по характеру подчиненности:
-
- исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
- "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);
6) по срокам полномочий:
-
- постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
- временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7) по порядку осуществления компетенции:
-
- коллегиальные;
- единоначальные;
8) по правовым формам деятельности:
-
- правотворческие;
- правоприменительные;
- правоохранительные;
9) по характеру компетенции:
-
- органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
- органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).