Источники налогового права. Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права

Содержание материала

 

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников налогового права

Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти (админист­рации, правительства и т.д.) правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, уста­навливающие нормы налогового права. Законодательство субъ­ектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных норматив­ных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными ор­ганами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные ор­ганы имеют право издавать нормативные правовые акты по во­просам, связанным с налогообложением.

Субъекты РФ и органы ме­стного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако­ном, а налог всегда является ограничением права частной собст­венности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам ме­стного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления ре­гиональных и местных налогов и сборов региональное и муници­пальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) харак­тер и распространяется только на сферу введения налогов, отне­сенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкциониро­ванного со стороны государства.

Характерные признаки нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права:

  • обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;
  • пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);
  • обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями,  учреждениями,  расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;
  • необходимость регистрации со стороны федеральных орга­нов государственной власти (Министерства юстиции РФ);
  • возможность со стороны субъектов налогового права об­ жалования в судебном порядке или опротестования в по­рядке прокурорского надзора.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).