Классификация причин и условий преступности важна с точки зрения изучения их влияния на совершение преступлений и на состояние преступности в целом, является по существу научным анализом выявления связей и зависимостей между однородными факторами, влияющими на состояние преступности.
Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научно-познавательное и практическое значение. Главное состоит в том, что из всего многообразия причинных зависимостей преступности следует избрать те, которые содержат общие основания для ее природы по основополагающим признакам.
В криминологической литературе принято классифицировать детерминанты преступности по различным основаниям:
1) по механизму действия:
- причины (порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение);
- условия (способствуют возникновению у человека намерения совершить преступление);
- криминогенные факторы (не порождают преступность, но отражают ее зависимость от целого ряда социально значимых явлений).
2) в зависимости от уровня функционирования (по уровню субординации):
- общие;
- отдельных видов преступлений;
- конкретных преступлений.
Система общих причин преступности содержит наиболее крупные блоки детерминант преступности. Их содержательная сторона заключается прежде всего в том, что причинный комплекс преступности имеет разнопорядковую систему, которая образуется из различных по своей значимости и криминогенному влиянию на преступность блоков и сфер общественной жизни – экономической, идеологической, политической, социально-психологической, культурно-воспитательной и организационно-управленческой. Для каждой из этих сфер характерны свои криминогенные детерминанты, которые являются предметом самостоятельного изучения и учета в процессе борьбы с преступностью.
3) по природе возникновения (по происхождению):
- объективные;
- объективно-субъективные;
- субъективные.
4) с точки зрения исторического подхода:
- общие (характерны для всех государств на определенном этапе их развития);
- специфические (связанные с особенностями конкретного общества).
5) по уровню действия:
- общесоциальные (влияют на большие социальные группы);
- социально-психологические (выявляются при изучении малых социальных групп, в которых проходит жизнь преступника);
- личностные (причины совершения конкретного преступления, сочетание нравственно-психологических особенностей и конкретной жизненной ситуации).