Конфликты в управлении
Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»).
Характер субординации в отношениях между подчиненным и руководителем может распространяться на две сферы:
- официальную;
- личностную.
Официальные отношения предполагают формальные правила и нормы и требуют выполнения функциональных предписаний работника.
Личностные отношения, которые возникают при неформальных отношениях, могут выявлять несовпадение темпераментов, особенностей взаимодействия руководителя и подчиненного, что также влияет на характер взаимоотношений.
Руководитель определяет набор требований и ролей, которые должен выполнять подчиненный, организуя все условия для их выполнения.
Почти всегда возможности и условия не совпадают с предъявляемыми требованиями, поэтому возникает конфликт. Конфликты между подчиненным и руководителем детерминированы следующими особенностями:
- межличностные конфликты на производстве наиболее конфликтогенны, так как находятся в системе «человек – человек»;
- предметное содержание деятельности в отношениях подчиненного и руководителя важно, так как от него зависит качество профессиональной деятельности подчиненного, результат его работы;
- возникновение конфликтов больше происходит при более интенсивной и частой совместной деятельности руководителя и подчиненного;
- более половины конфликтов происходят на уровне «непосредственный руководитель – подчиненный». Поэтому отношения близких по статусной позиции руководителя и подчиненного более конфликтогенны, чем отношения большой статусной дистанции.
Плохо организованная связь между руководителем и подчиненным – основная причина конфликтов в отношениях.
При наличии нескольких руководителей подчиненный должен четко осознавать преемственность их требований и выполнять работу, руководствуясь существующей на рабочем месте иерархией.
При руководстве большим количеством подчиненных руководитель должен оперативно управлять функциональными обязанностями каждого работника. Это поможет предотвратить или уменьшить число конфликтов в управлении.
Организация рабочих условий – важное условие в предупреждении конфликтов «по вертикали». Другими словами, все функциональные обязанности подчиненных должны быть обеспечены средствами возможности их выполнения.
Десять принципов руководителя (М. Рубинштейн):
- Прежде, чем вникать в детали, разберись с задачей в целом;
- Не принимай решения, не рассмотрев все возможные варианты;
- Сомневайся;
- Взгляни на проблему с разных точек зрения, даже если шансы на успех минимальные;
- Ищи модель или аналогию для лучшего понимания сущности решаемой задачи (проблемы);
- Задавай как можно больше вопросов;
- Не хватайся за первое решение, которое придет тебе в голову;
- До принятия окончательного решения еще раз посоветуйся;
- Не пренебрегай своими чувствами;
- Помни, каждый понимает задачу (проблему) по-своему, по-особому.
К. Хеберкорн:
«Если Вы руководитель, Ваша задача – установить объективные причины неудач, не искать козла отпущения, а устранить их».
Главные грехи руководителя:
- Перенос решения на завтра;
- Выполнение работы наполовину;
- Стремление сделать все самому;
- Неумение разграничить функции;
- Убеждение, что Вы знаете все лучше всех;
- Попытка свалить вину на других.
Находить и не терять достойных людей – наиважнейшая задача руководителя. Наше поведение в отношении других людей определяет их поведение в отношении нас.
Образование - тот краеугольный камень, на котором строится компетентность руководителя.
Сенека:
«Сила, не направляемая разумом, гибнет под собственной тяжестью».
Клаузевиц:
«...чем выше человек поставлен, тем шире должен быть его кругозор; следовательно, там возникают всесторонние интересы и разнообразная игра страстей, и хороших, и дурных. Зависть и благородство, гордость и скромность, гнев и умиление — все они могут являться действенными силами в этой великой драме».
ЗАДАЧА МЕНЕДЖЕРА ПО ФЕДОТОВУ:
Руководителю нужно делать так, чтобы подчиненному стыдно было работать плохо.