Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть - одна из трех ветвей (видов) государственной власти. Считается, что исполнительная власть (через систему своих органов) призвана, исходя из конкретных обстоятельств, непосредственно и практически целеполагать, организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность людей.

Иначе говоря, исполнительная власть осуществляет повседневное управление жизнью страны.

Государственные органы, призванные осуществлять власть, называются исполнительными органами государственной власти, или государственными органами исполнительной власти.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Если для органов законодательной власти главное назначение -законотворчество, издание законов, в которых содержатся нормы-цели,нормы-принципы и другие правовые нормы, регулирующие жизнь общества и государства, то для органов исполнительной власти главное - их реализация, претворение в жизнь. Но так как всякая правовая норма - это абстрактное веление, не учитывающее конкретных обстоятельств, связанных с местом, временем и другими особенностями конкретных общественных отношений, то органы исполнительной власти наделяются и определенными функциями, которые предусматривают право органов исполнительной власти издавать свои нормативные акты.

Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению правового статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание ст. 115 Конституции, которая определяет, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Таким образом, определяется подзаконность действий и решений Правительства РФ.

Сочетание в себе исполнительных и распорядительных функций дает основание именовать органы исполнительной власти исполнительно-распорядительными. Распорядительные функции Правительства нашли свое закрепление в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, которая гласит: "На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указовПрезидента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение".

Право издавать постановления и распоряжения и составляет суть распорядительной функции Правительства.

Конституция РФ избежала прямой формулы, четко определяющей статус Правительства, его место в системе федеральных органов государственной власти.

Как и государственная власть в целом, так и исполнительная власть, как одна из ветвей государственной власти, представляет собой определенную систему и по вертикали и по горизонтали. Если взять вертикаль исполнительной власти, то на верхней ступеньке находится исполнительная государственная власть федерального уровня. Ниже - исполнительная государственная власть субъекта РФ. Что же касается уровня местного самоуправления, то:

    1. Конституция РФ не распространяет принцип разделения властей на местное самоуправление;
    2. власть местного самоуправления не считается государственной властью.

Все это делает вертикаль исполнительной власти не до конца последовательной и завершенной.

Кроме того, с образованием семи федеральных округов фактически в систему исполнительной власти "вклинилась" подсистема вертикали - исполнительная власть уровня федерального округа, которая закреплена Указом Президента и не нашла своего отражения в Конституции.

Система исполнительной власти, в свою очередь, олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали не только между собой, но и с органами других ветвей государственной власти - законодательной и судебной.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).