Конституция США: общая характеристика

Конституция США включает:

  • преамбулу, в которой определены высшие цели;
  • 7 крупных статей, регулирующих организацию, полномочия и законные спо­собы взаимодействия общефедеральных, штатских и местных ор­ганов власти в едином союзном государстве-республике.

Во избежание чрезмерной концентрации властных полномо­чий какой-либо из трех ветвей государственной власти (прежде всего исполнительной), для надежной нейтрализации возможных узурпаторских приемов осуществления властных полномочий и для законно-процедурного разрешения возникающих на этой почве конфликтов создатели Конституции тщательно продумали и ввели особую систему взаим­ного обособления, взаимного контроля и уравновешивания всех трех властей. Эта конституционно-правовая конструкция получила впоследствии наименование системы сдержек и противовесов.

Система сдерживающего контроля и взаимного уравновеши­вания в случае опасного дисбаланса властей нашла воплощение в следующих приемах и средствах организационного и конститу­ционно-правового (процедурного и властно-полномочного) харак­тера:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

1.    Все три ветви власти организуются и функционируют на ос­нове несовпадающих правил и принципов и тем самым облекают­ся неодинаковыми властными возможностями. Американский пар­ламент (Конгресс) состоит из двух палат, одна из которых (пала­та представителей) избирается всего на два года (вначале в нее входили лишь мужчины из числа собственников, но не негры и не индейцы). Вторая палата (сенат) формировалась вначале законода­тельными собраниями штатов. Срок ее полномочий был в 3 раза больше — 6 лет. Президент избирался на 4 года и несколько иным, косвенным путем — при помощи коллегии выборщиков, выдвину­тых и избранных населением каждого штата. Члены Верховного суда (вначале 5, затем 9 членов) занимали свои должности пожиз­ненно и назначались на должность президентом, но уже под кон­тролем сената: по каждой кандидатуре необходимо согласие се­наторов ("совет и согласие сената") общим числом в 2/3 голосов палаты. Пропорциональное представительство штатов при выборе депутатов в Конгресс на местах и равное представи­тельство в сенате (Коннектикутский компромисс) действует до се­годняшнего дня.

2.    Стабильность и непрерывность функционирования властных учреждений за счет нейтрализации состоявшихся узурпаторских действий или объявленных намерений отдельных носителей власти. Конгресс вправе отклонить любые законопроекты президента, которые тот может вносить при содействии зависимых или сочувствующих ему лиц в обеих палатах Конгресса. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предлагаемую президентом на дол­жность судьи, посла и другие высшие федеральные должности. Конгресс имеет возможность применить против президента и любого другого высшего должностного лица процедуру импичмен­та, когда Конгресс превращает себя в судебное учреждение, в ко­тором нижняя палата выдвигает и обосновывает обвинение, а верх­няя выносит решение после надлежащей правовой процедуры су­дебного разбирательства. Президент в свою очередь наделен Конституцией законной возможностью отложить введение нежелательного ему законопро­екта или резолюции. Его отлагательное вето может быть преодо­лено повторным голосованием обеих палат и поддержкой повтор­ного решения большинством в 2/3 голосов.

3.    Особые возможности для сдерживания произвола Конгресса или президента, а также других властных учреждений государства были присвоены Верховному суду после прецедента, имевшего место через 15 лет после принятия Конституции (Мэрбери против Мэдисона).

Дело "Мэрбери против Мэдисона" (1803 г.)
4 марта 1801 г. был днем вступления в должность Т. Джефферсона, а незадолго до этого команда уходящего президента Дж. Адамса позаботилась о заполнении ряда федеральных должностей лояльными себе людьми и этим сильно разгневала команду Джефферсона. Заполнялись 16 должностей федеральных судей и 42 должности мировых судей. Адамс назначил их 2 марта, а сенат затянул утверждение 3 мар­та до полуночи, и потому все назначенные получили прозвище "полуночные судьи".
В их числе оказался и У. Мэрбери, претендент на должность федерального судьи в округе Колумбия. Однако в выдаче патен­та на занятие должности судьи ему было отказано. Тогда он обра­тился в Верховный суд с просьбой о том, чтобы, согласно Зако­ну о судоустройстве 1789 г, новый госсекретарь Дж. Мэдисон по­лучил приказ о выдаче подписанного и одобренного патента.
Председатель Верховного суда Дж. Маршалл (1755—1835), незадолго до этого назначенный на этот пост Адамсом и занимав­ший видное место в партийном окружении президента, содейство­вал принятию такого решения, которое впоследствии было при­равнено по значению ко второму изданию Конституции. Мэрбери было заявлено, что он имеет право на должность, однако пред­писания Закона о судоустройстве 1789 г, на которые он ссылает­ся, противоречат ст. III Конституции и, следовательно, Верховный суд должен объявить этот закон неконституционным. Так благодаря инициативе и находчивости председателя Верховного суда Дж. Маршалла был сформулирован принцип, преобразивший всю конституционную теорию и практику США. Он гласил, в частности, что "любой закон, противоречащий Конституции, ничтожен" и что определять его ничтожность вправе только одно учреждение — Верховный суд, который в этом случае совмещает традиционные судейские функции с функцией высшего надзора за правильным пониманием, толкованием и применением Конституции.

Билль прав или первые десять конституционных поправок

Конституция 1787 г. при всех своих совершенствах имела по срав­нению с конституциями отдельных штатов один весьма существен­ный пробел — в ней не было конституционного признания и гаран­тий защиты некоторого минимума основных гражданских прав свобод.

Противники внесения поправок и дополнений в Конституцию из числа ее изготовителей указывали на то, что в ней все же имеется ряд гарантий в защиту прав и свобод, право на выдачу приказа "хабеас корпус", запрет на принятие закона с обратной силой действия, гарантия суда присяжных, запрет вынесения наказания без суда, запрет на привилегию для какого-либо вероисповедания, отмена дворянских титулов и званий, принцип республиканского представительного правления, система сдержек и противовесов, процедура импичмента для высших должностных лиц и др.

Еще одну гарантию защиты прав и свобод от произвола вла­стей составлял суд присяжных. Седьмая статья Конституции гарантировала участие суда присяжных во всех гражданских делах, наказание за которые превышает 20 долл. Многие элементы суда присяжных были импортированы из Англии: суд присяжных должен состоять из 12 человек, процесс ведет судья, который дает советы присяжным по вопросам, связанным с законом и его применением.

Процедура с утверждением десяти поправок, внесенных по предложению Мэдисона еще в июне 1789 г., растянулась до декабря 1791 г. Только после этого события становится возможным счи­тать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, поскольку она получила мощную консти­туционно-правовую фиксацию и поддержку.
Первые десять поправок не были однородными по своему на­значению и не всегда имели отношение к уточнению гражданских прав и свобод. Последняя из них говорит о том, что остаточные пол­номочия осуществляются штатом и народом, его населяющим. Девя­тая поправка содержит оговорку о том, что имеющийся теперь в Конституции перечень прав не ущемляет других прав, которые уже признаны или будут признаны за гражданами в неопределенном будущем. Третья поправка регулирует такое редкое ныне для кон­ституций дело, как порядок принятия солдат на постой в мирное или военное время (дело это считалось важным с точки зрения соблю­дения прав граждан на неприкосновенность их жилища). В осталь­ных семи поправках речь шла о конкретных гражданских правах и свободах, которые гражданину в принципе необходимы для нор­мальной, т.е. безопасной и нестесняемой, жизни в государственно организованном обществе и для соучастия в делах и заботах государ­ства.

В семи поправках, относящихся к правам и свободам, указаны:

1.    Виды гарантий того, что именуется правами:
•    право людей мирно собираться (I);
•    право обращаться к правительству с петициями о прекра­щении злоупотреблений (I);
•    право хранения и ношения оружия для содействия милиции и в обеспечение "безопасности свободного государства" (II);
•    право на защиту личности, жилища и имущества (IV);
•    право на защиту от необоснованных обысков и арестов (IV);
•    право не быть привлеченным к ответственности дважды за одно и то же преступление (V);
•    право не быть принуждаемым свидетельствовать против са­мого себя (V);
•    право на справедливую компенсацию за причиненный ущерб (V);
•    право не отвечать дважды за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью (V);
•    право на законное, скорое и публичное судебное разбира­тельство (VI);
•    право обвиняемого быть информированным о природе и причинах (основании) предъявленного обвинения (VI);
•    право на очную ставку и на пользование услугами адвоката (VI);
•    право требовать разбора судом присяжных иска ценой свы­ше 20 долл. (VII);
•    право быть защищенным от чрезмерных залогов, чрезмер­ных штрафов, от наложения "жестоких и необычных наказаний" (VIII);

2.    Привилегии и вольности граждан (гражданские свободы):
•    свобода слова и печати (I);
•    свобода выбора вероисповедания (I).

Последующие уточнения гражданских свобод находили вопло­щение в решениях Верховного суда либо в дополнительных по­правках, принятых на протяжении XIX и XX столетий.

Характерные черты Конституции США

После принятия поправок (Билль о правах 1791 г.) и введения практики судебного кон­ституционного надзора американская Конституция приобрела сле­дующие характерные черты, выделяющие ее среди других совре­менных конституций:

  • конституция федеративного государства;
  • конституция государства-республики, причем республиканскую форму правления в штатах менять на другую запрещено конституционным законом;
  • закрепляет разделе­ние властей в качестве необходимого условия нормально устроен­ного современного государства, снабжает это обособление продуманной и рассчитанной системой сдержек и противовесов, что явилось бесспорным изобретением создателей Конституции;
  • с введением судебного конституционного надзора американ­ская Конституция, по некоторым определениям, стала состоять из самого ее текста, а также из тех разъяснений  и толкований ее содержания, которые содержатся в решениях Верховного суда;
  • для внесения изменений в содержание Конституции требу­ется созыв специальных конвентов в штатах и одобрение их боль­шинством в 3/4 голосов. Эти изменения оформляются в виде попра­вок и уточнений, число которых к концу XX столетия составило 27;
  • конституционная поддержка личных прав и свобод создает определенную напряженную атмосферу для действий правитель­ственной власти. Однако эта сохраняющаяся напряженность между полномочиями правительственной власти и правами и свободами гражданина официально признается и определенным образом ре­гулируется принципами и нормами Конституции федерации.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).