Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).
Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
- исполнения уголовных наказаний;
- регистрации некоммерческих организаций;
- адвокатуры;
- нотариата;
- государственной регистрации актов гражданского состояния;
- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;
- территориального устройства Российской Федерации;
- организации местного самоуправления;
- разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- правоприменительные функции и функции по контролю в сфере
- регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
- функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
- функции по контролю и надзору в сфере:
- адвокатуры;
- нотариата;
- государственной регистрации актов гражданского состояния.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.
Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
Основные задачи Минюста России:
- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
- нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных органах;
- обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
- организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
- осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (в сфере юстиции). Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:
- координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
- юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
- обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
- государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
- представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
- государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
- участие в подготовке Свода законов РФ;
- участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации;
- обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.
Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О международных договорах РФ” от 15 июля 1995 г. оно обязано:
- давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства;
- представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу.
Функция обеспечения юридической помощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения (см. ст. 48 Конституции РФ).
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре на территориальные органы Министерства возложено ведение региональных реестров адвокатов, своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях, участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов и разбирательством жалоб на действия адвокатов, принятие мер по лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.
Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. п. 7 Положения о Министерстве юстиции):
- наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий;
- контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей;
- организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;
- удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
- утверждать формы нотариальных документов.
Состав органов Министерства юстиции
В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
Организационная структура Минюста РФ
- Руководство (министр и его заместители, коллегия);
- Структурные подразделения (департаменты; Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации; зарубежный аппарат Минюста);
- Федеральные службы (ФССП, ФСИН);
- Территориальные органы (главные управления, управления в субъектах РФ);
- Учреждения (Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)", судебно-экспертные учреждения).