Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в качестве обвиняемого и применении мер пресечения

Прокурорский надзор при привлечении лица в качестве обвиняемого - осуществляемая от имени Российской Федерации специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, состоящая в проверке соблюдения:

    1. законодательно установленных прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка сбора и оценки доказательств по уголовному делу;
    3. порядка предъявления обвинения;
    4. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Сущность прокурорского надзора за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого характеризуется его предметом, которым является исполнение законов органами дознания и предварительного следствия.

Прокурор должен осуществлять контроль за порядком привлечения лица в качестве обвиняемого (порядком предъявления обвинения), а именно:

    • за направлением прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемых (за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ);
    • за вынесением постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого только при наличии достаточных доказательств.

С учетом значения решений следственных органов о привлечении в качестве обвиняемого должен быть обеспечен надлежащий прокурорский надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении прокурор обязан проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 Кодекса, особое внимание уделять квалификации содеянного.

П. 1.7 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” устанавливает, что при поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого прокурору следует обращать внимание

    1. на своевременность их направления;
    2. на соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства изложенных в них обстоятельств .

Выявляя нарушения законодательства, требовать их устранения (согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При   анализе   содержания   каждого   постановления   о   привлечении   в   качестве обвиняемого и содержащегося в нем вывода следователя о совершении лицом преступления следует исходить из того, что при осуществлении от имени государства уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения следователь обязан принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7 УПК), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным, только если все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение следователя от выполнения этих обязанностей, УПК, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган и на одно и то же должностное лицо, не содержит (Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).