Надзор прокурора за соблюдением требований режима и условий содержания осужденных и задержанных по подозрению в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания подозре­ваемых и обвиняемых являются:

    1. следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
    2. изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
    3. изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности;
    4. учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
    5. гауптвахты;
    6. помещения, которые определены капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, и приспособлены для этих целей (в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации).

Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий, имеют право без специального разрешения посещать в целях осуществления контроля в пределах своей компетенции места содержания подозреваемых и обвиняемых.

В зависимости от места содержания под стражей подо­зреваемых и обвиняемых проверка законности их содержа­ния проводится соответствующим прокурором, работника­ми отделов (групп) по надзору за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе прокуратур субъектов РФ, работниками подразделений по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратур субъектов РФ, территориальными прокурорами, транспортными про­курорами, прокурорами войсковых частей, военными проку­рорами.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" разрешается использовать учреждения, исполняю­щие наказания (исполнительные колонии, воспитательные колонии и тюрьмы) для содержания под стражей подозре­ваемых и обвиняемых. Однако при этом должны быть со­блюдены следующие положения:

    1. для этих целей могут быть использованы не все указанные учреждения, а лишь те, перечень которых утвержден;
    2. задер­жанные по подозрению в совершении другого преступления должны быть изолированы от осужденных, отбывающих наказание;
    3. помещения, в которых находятся подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в каче­стве меры пресечения применено заключение под стражу, должны быть специально оборудованы для этих целей и функционировать в режиме следственных изоляторов.

В случаях назначения в отношении этих лиц экспертизы по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством, или оказания им медицинской помощи они помещаются в медицинские учреждения.

При проведении проверок в местах содержания под стра­жей тщательного выяснения требуют вопросы:
    1. исполнения закрепленных в законе прав подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение;
    2. условий со­держания беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, и несовершеннолетних (создают­ся улучшенные материально-бытовые условия, устанавли­ваются повышенные нормы питания и предусматриваются другие улучшенные условия;
    3. вопросы обеспечения изоляции и пре­дотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.

Особого вни­мания заслуживают при проведении прокурорами проверок исполнения закрепленных в законе прав подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение (Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение ). В местах содержания под стражей устанавливается ре­жим, который должен обеспечивать не только соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, но и выполнение задач, предус­мотренных уголовно-процессуальным законодательством. В целях обеспечения режима в местах содержания под стра­жей утверждаются Правила внутреннего распорядка, в которых находят отражение такие важные вопросы, как поря­док приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых и другие. Прави­ла внутреннего распорядка регулируют механизм применения ма­териальных норм, предусмотренных в законе.

Ряд прав подозреваемых и обвиняемых, содержащих­ся в изоляторах временного содержания, должны предоставляться по мере создания соответствующих усло­вий. К ним относятся:

    • право на сви­дания с родственниками и иными лицами,
    • право пользовать­ся ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа,
    • право получать посылки, передачи;
    • право на создание бытовых условий, отвечающих требованиям ги­гиены и санитарии, обеспечение индивидуальным спальным местом, обеспечение нормой санитарной площади на одного человека в размере четырех квадратных метров.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды информации, исходящей от подозреваемого и обвиняемого, подлежат цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы, адресованные про­курору, в суд или иные органы государственной власти, ко­торые имеют право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и принимаются от подозре­ваемых и обвиняемых в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено. Они не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату.

В соответствии с требованиями закона администрация мес­та содержания под стражей обязана в случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого незамед­лительно сообщить об этом его близким родственникам и прокурору. Прокурор вправе по своей инициативе или заявле­нию родственников заболевшего или умершего проводить про­верку по данному факту.

При проведении проверки вопросов обеспечения изоляции и пре­дотвращения правонарушений в местах содержания под стражей прокурор проверяет:

    • соблюдение тре­бований закона о раздельном размещении в камерах раз­личных категорий подозреваемых и обвиняемых (мужчин и женщин; лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответ­ственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лише­ния свободы; подозреваемых и обвиняемых по одному уго­ловному делу; осужденных к смертной казни и других);
    • обеспечение охраны подозреваемых и обвиняемых и над­зора за ними (круглосуточная охрана в корпусных отделе­ниях, внутренних и наружных постах; фотографирование, дактилоскопирование подозреваемых и обвиняемых, лич­ный обыск и досмотр вещей; проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреж­дения, пресечения и раскрытия преступлений и др.);
    • выполнение подозреваемыми и обвиняемыми возложен­ных на них обязанностей (соблюдать установленный поря­док ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и переписки с лицами, находящимися на свободе или от­бывающими наказания в местах лишения свободы, соблюдать правила пожарной безопасности и др.);
    • соблюдение порядка применения мер поощрения и мер взыскания (осо­бого внимания заслуживают основания водворения подозреваемых и обвиняемых в одиночную камеру или карцер и соблюдение условий содержания в них);
    • привле­чение подозреваемых и обвиняемых к материальной ответ­ственности за причиненный государству во время содер­жания под стражей материальный ущерб;
    • применение физической силы, специальных средств, газового и огне­стрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекавшихся для обеспечения правопорядка (на­пример, физическая сила может быть применена в отноше­нии подозреваемого или обвиняемого для пресечения со­вершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо вы­полнения законных требований).

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).