Анализ функций нотариата показал, что обеспечивающая их выполнение организационная структура должна представлять собой орган с двойственной правовой природой, действующий на границе государства и гражданского общества.
На данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно места нотариата в правовой системе России.
Первое мнение о месте нотариата в правовой системе
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Разделяя точку зрения о государственной природе нотариата, другие ученые определяют нотариат как систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия.
По мнению ученых данной группы, вполне логично и правомерно отнесение нотариата к ведению органов юстиции, так как значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия (нотариат, система принудительного исполнения, органы регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество, юридических лиц, общественных объединений), выполняют свою деятельность в рамках органов юстиции.
Как известно, в современной России в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Отнесение нотариата к судебной системе неправомерно, поскольку суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе. Суды в системе разделения властей осуществляют правосудие в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, нотариат же действует в сфере бесспорной юрисдикции.
Нотариат не является и составной частью системы органов юстиции. Нотариат (независимо от способа своей организации: государственный или действующий как объединение нотариусов, занимающихся частной практикой) обладает публично-правовым характером, проявляющимся в его организации и содержании деятельности. Однако это не дает оснований считать нотариат государственным органом и частью, пусть и особым образом действующей, государственного аппарата, входящим в систему органов государственной власти.
По ряду внешних признаков нотариат похож на государственные органы: от имени государства осуществляет государственные функции, имеет четкую организационную структуру и территориальный масштаб деятельности, однако это не является достаточным основанием считать нотариат государственным органом.
Следовательно, нотариат не может организационно входить ни в систему органов юстиции, ни в любую иную государственную структуру.
Второе мнение о месте нотариата в правовой системе
Традиционно многими исследователями нотариат относится к системе органов гражданской юрисдикции, под которой понимается деятельность всех органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота.
При этом значимым критерием отнесения нотариата к системе органов гражданской юрисдикции является то, что деятельность нотариальных органов происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.
Не отрицая важности деятельности нотариата для решения ряда вопросов в сфере гражданского оборота, все же отметим, что эта деятельность не является юрисдикционной в строгом значении данного термина.
Под юрисдикцией понимается установленная законом (или иными нормативными правовыми актами) совокупность правомочий соответствующих органов рассматривать споры и решать дела о правонарушениях, т.е оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности применять юридические санкции к правонарушителям.
Понятие гражданской юрисдикции также давно известно юридической науке: под ней понимается право суда на разрешение споров между гражданами по поводу их взаимных прав, или власть гражданского суда.
Процесс совершения нотариусами нотариальных действий, действительно, по своим стадиям напоминает юрисдикционную деятельность: установление фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию, применение конкретной нормы права к установленным фактическим обстоятельствам, совершение нотариального действия или отказ в его совершении; однако нотариальная деятельность лишена важнейшей характеристики юрисдикционной деятельности — рассмотрения правовых споров, решения дел о правонарушениях.
Юрисдикционной деятельность нотариата можно назвать лишь условно, толкуя термин "юрисдикция" в широком смысле как деятельность всех органов, в том числе и судебных, по разрешению гражданских дел спорного или бесспорного характера. Если и говорить о "юрисдикции" нотариата, под ней следует понимать рассмотрение и разрешение дел бесспорного характера по удостоверению и фиксации бесспорных прав, юридических действий участников гражданского оборота, включая сделки.
Итак, нотариат представляет собой негосударственный орган, осуществляющий делегированную ему государством публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц — правоохранительную функцию. В силу этого нотариат занимает самостоятельное место в системе правоохранительных органов Российской Федерации, не входя организационно ни в одну из иных правоохранительных государственных структур (суды, прокуратура, органы юстиции).
Отнесение нотариата к блоку правоохранительных органов наряду с судом, прокуратурой и признание за ним самостоятельного места в рамках этой системы на сегодняшний день поддерживается все большим количеством исследователей.
Публично-правовой характер нотариата, строгая урегулированность процедуры нотариальных действий, цель деятельности нотариата — защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обязательность установления юридических оснований для нотариального действия и исследование в связи с этим широкого круга доказательств являются действенным средством охраны прав субъектов от нарушений, снижения количества противоправных деяний в сфере гражданского оборота вообще и отношений собственности, в частности. Все это предопределяет правомерность отнесения нотариата именно к правоохранительным органам.