Общественные объединения и политические партии — это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности (ст. 30).
Общественные объединения (к которым относятся и политические партии) нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятельнорасходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и т. д. Государственные органы не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность, хотя могут помогать некоторым из них. Эти объединения участвуют в работе многих органов государственной власти и государственных совещаниях. Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции. Общественные объединения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.
Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется привлечение общественных объединений (например, профсоюзов) к работе ряда министерств и ведомств.
Государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фашистские объединения и т. п. Однако ограничение права на их создание или деятельность возможно только на основе конституционных или законодательных норм и только по суду. В РФ для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.
Согласно Конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:
- насильственное изменение основ конституционного строя;
- нарушение целостности РФ;
- подрыв безопасности государства;
- создание вооруженных формирований;
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных правовых актах или судебных решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Государство правомерно стремится обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создать опасность государственного переворота. Государство не может терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех социальных, расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и гражданской войны. Этим целям служит Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции от 27 июля 2006 г.). Под определение экстремистской деятельности подпадают действия общественных и религиозных объединений либо иных организаций и их руководителей, средств массовой информации, физических лиц по насильственному изменению конституционного строя, захват или присвоение властных полномочий, подрыв безопасности РФ, создание незаконных вооруженных формирований, публичная клевета в отношении государственных деятелей, осуществление террористической деятельности, возбуждение национальной, социальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, пропаганда превосходства или неполноценности граждан по социальным, расовым, религиозным, национальным или языковым основаниям, осуществление массовых беспорядков и хулиганских действий и актов вандализма, финансирование указанной деятельности и др. Закон относит к экстремистской деятельности, в частности, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.Осуществление такой деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу такого вреда, а также деятельности соответствующего общественного или религиозного объединения,не являющегося юридическим лицом, влечет за собой ответственность.
Механизм ответственности предусматривает:
- предостережение;
- приостановление деятельности;
- предупреждение;
- ликвидацию и запрещение экстремистской организации по заявлению Генерального прокурора решением суда.
За осуществление такой деятельности ответственность несут граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Общественная палата РФ
Общественным объединением особого рода является Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона «Об Общественной палате РФ» от 04.04.2005 N 32-ФЗ.
Палата обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства, органов исполнительной власти и местного самоуправления и за соблюдением свободы слова в СМИ. Она формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Среди целей и задач палаты — поддержка разного рода гражданских инициатив, проведение общественной экспертизы законов, выработка рекомендаций органам власти и др.
Закон устанавливает полномочия этого органа по осуществлению общественного контроля за соблюдением свободы слова в СМИ. В частности, Общественная палата наделена правом привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, а также вырабатывать по данным вопросам рекомендации. Закон также предоставляет Общественной палате право давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ, которые в зависимости от содержащихся в них выводов могут направляться в регистрирующие, надзорные или правоохранительные органы, в СМИ, допустившие нарушения, либо непосредственно учредителям или руководству этихСМИ, а также иные компетентные государственные органы или должностным лицам.
Общественная палата формируется из
- 40 граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации,
- 85 представителей общественных палат субъектов Российской Федерации и
- 43 трех представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Члены палаты избирают совет Общественной палаты и секретаря. Федеральный закон закрепляет гарантии и формы деятельности палаты, правовое положение ее членов и проч.
Общественная палата РФ призвана способствовать становлению гражданского общества в России, развитию демократической активности ее граждан.