Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Защита трудовых прав работников профсоюзами

Статья 352 ТК РФ относит защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами к основным способам защиты трудовых прав и свобод. Органы профсоюза наделены полномочиями осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и законода­тельства, содержащего нормы трудового права.

Однако надо иметь в виду, что контроль, осуществляемый профсоюзами, является об­щественным.

В отличие от иных органов надзора и контроля органы проф­союза (органы общественного контроля) не наделены полномочиями применять в отношении правонарушителей юридические санкции. Вместе с тем неисполнение требований профсоюзов, игнорирова­ние их, воспрепятствование осуществлению защитной функции профсоюзов служит самостоятельным основанием для юридиче­ской ответственности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Защитная функция профсоюзов обусловлена целью их создания. Так, согласно ст. 2 Федерального за­кона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 30 декабря 2008 г.), проф­союз, являясь добровольным общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными инте­ресами по роду их деятельности, создается в целях представительст­ва и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Защитная функция профсоюзов осуществляется в случае нару­шении (угрозы нарушения) прав, свобод и законных интересов, как индивидуального работника, так и коллектива работников в целом.

Согласно ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Нарушения трудовых прав работника (работников) могут быть вы­явлены в ходе осуществления профсоюзного контроля за соблюде­нием законодательства, который имеет место как при установлении (изменении) условий труда, так и в ходе применения правовых норм, предусмотренных законодательством.

 

См. Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденное постановлением Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 22 ноября 2011 г. N 7-15

См. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6

См. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденное постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).