Оферта

Под офертой понимается предложение заключить договор, которое должно отвечать следующим обязательным требованиям (ст. 435 ГК):

  1. быть адресованным конкретному лицу (лицам);
  2. быть достаточно определенным;
  3. выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение;
  4. содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

(т.е. конкретному лицу, определенное, намерение, с существенными условиями)

Форма оферты может быть самой различной:

  • письмо,
  • телеграм­ма,
  • факс и т.д.,
  • проект договора.

Направление оферты связывает лицо, ее пославшее (оферента), с момента ее получения адресатом: ведь в случае безоговорочного акцепта сделанного предложения его адре­сатом оферент автоматически становится стороной в соответствую­щем договорном обязательстве. Поэтому он должен соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые мо­гут быть вызваны акцептом его оферты.

Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о заключении договора купли-продажи имеющегося у него товара, может направить такое же пред­ложение и другому потенциальному покупателю. Но в случае акцепта оферты сразу несколькими покупателями возникнет ситуация, когда один и тот же товар явится предметом различных договоров купли-про­дажи. Причем покупатели по всем таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в случае неисполнения этой обязанности — и возмещения причиненных убытков (ст. 398 ГК).

Оферта может считаться неполученной лишь в том случае, если ее опере­дит или будет получено одновременно с ней извещение об ее отзыве.

Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство — безотзывность. Принцип безотзывности оферты, т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения ус­тановленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа са­мого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях тако­го рода предложения могут считаться лишь приглашением делать оферту. Так, реклама и иные подобные предложения товаров, работ и услуг не яв­ляются офертой. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора, поскольку она и не преследует цели сообщения потенциальному контр­агенту существенных условий будущего договора. Поэтому реклама и по­добные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже то­вара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).

Из оферты должно быть ясно, к кому она обращена. Из этого, одна­ко, не следует, что она всегда обращена к конкретному лицу. Возможна и публичная оферта — такое предложение неопределенному кругу лиц, которое включает все существенные условия будущего договора, а глав­ное — в котором явно выражена воля лица, делающего предложение, за­ключить договор с каждым, кто к нему обратится. Так, в сфере рознич­ной купли-продажи публичной офертой признается предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопреде­ленному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия дого­вора розничной купли-продажи. Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что лицо, совер­шившее необходимые действия в целях акцепта оферты (например, при­славшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от лица, сделавшего такое предложение, исполнения договорных обязательств.

В практической деятельности многих коммерческих организаций, предложения которых могут расцениваться как публичная оферта, ли­цам, обращающимся к ним, нередко предлагается также совершить определенные конклюдентные действия. Например, издательство, предлагая свои книги широкому кругу читателей, сообщает также свои платежные реквизиты и выдвигает в качестве условия получения со­ответствующих книг предоставление копии платежного поручения, свидетельствующего о перечислении платы за книги в пределах уста­новленных издательством цен.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий