Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, и их компетенция

Предварительное расследование регламентируется разделом 8 УПК РФ.

Формы предварительного расследования:

    1. предварительное следствие;
    2. дознание.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Производство дознания основывается на том же законода­тельстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое, значение, как и акты предварительного следствия.

Помимо выполнения в принципе общих с органами предваритель­ного следствия полномочий на органы дознания возлагается произ­водство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях об­наружения преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые рас­полагают оперативными службами.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

В соответствии со ст. 40 УПК органами дознания являются:

    1. органы внутренних дел РФ и входящие в их состав управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
    2. органы Федеральной службы судебных приставов;
    3. начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Дознание по уголовным делам производится (ст. 151 УПК):

  1. дознавателями органов внутренних дел РФ;
  2. дознавателями пограничных органов ФСБ;
  3. дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
  4. дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  5. следователями Следственного комитета РФ;
  6. дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На органы дознания возлагаются:

  1. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном УПК;
  2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УПК;
  3. осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по вы­явлению и расследованию преступлений более или менее четко разграничи­ваются уголовно-процессуальным законодательством.

Основной прин­цип такого разграничения: каждый из названных органов (должност­ных лиц) должен иметь дело с такими преступлениями, которые нару­шают надлежащее исполнение ими своих основных функций. Напри­мер:

  • работники противопожарной службы обязаны выявлять и рассле­довать преступления, связанные с поджогами;
  • работники таможенной службы — преступления, связанные с нарушением таможенных пра­вил;
  • начальники тюрем, исправительных или воспитательных коло­ний, СИЗО — преступления, совершаемые в учреждениях Федераль­ной службы исполнения наказаний;
  • судебные приставы — преступле­ния, посягающие на нормальное отправление правосудия;
  • работники госнаркоконтроля — преступления, которые, как отмечалось выше, связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ, и т. д.

Большинство действий, отнесенных к ведению органов дознания, должно осуществляться непосредственно должностными лицами, именуемыми дознавателями, — работниками органов дознания, на кото­рых полномочия по производству дознания возлагаются начальника­ми этих органов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).