Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Юридический факт может возникать:
- в результате действий лиц и органов;
- в результате тех или иных событий.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.
По характеру различаются действия:
- правомерные;
- неправомерные.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.
События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.
Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит.