С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.
Основные модели взаимодействия государства и экономики:
- командно-распределительная;
- рыночная.
Командно-распределительная модель взаимодействия государства и экономики
В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.
Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя.
Недостатки распределительной экономики:
- Государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя.
- Огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик.
- Чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений.
Достоинства распределительной экономики:
- Господствующее положение государства в экономике дает ему возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства оружия, освоения целинных земель, строительство новых заводов, что необходимо в режимах чрезвычайных ситуаций.
Рыночная модель взаимодействия государства и экономики
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями.
Необходимость регулирующих функций государства обусловлена:
- Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста (уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п.
- Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д.
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран:
- кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и
- синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.