Основные понятия и сущность взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями

В отечественном законодательстве и принятом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствует норма о взаимодействии отечественных правоохранительных органов между собой, о необходимости которого постоянно говорят при рассмотрении вопросов улучшения борьбы с преступностью.

В юридической литературе понятие “взаимодействие” имеет двойное толкование: в процессуальном и произвольном аспектах (“связь явлений, взаимная поддержка, согласованные действия при выполнении боевой задачи”).

Некоторые авторы рассматривают взаимодействие в “широком” и “узком смыслах”, полагая, что взаимодействие правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями — это:

    1. деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении экономической безопасности в пределах конкретной территории;
    2. координация действий должностных лиц и подразделений правоохранительных органов в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.
Цель взаимодействия:

создание условий для полного использования возможностей совместно действующих сил и средств, а также в оказании взаимной помощи друг другу.

Согласованные действия сил и средств вносят свой вклад в достижение общих целей за счет того, что посредством взаимодействия слабые стороны одних сил и средств дополняются сильными сторонами других.

Требования к взаимодействию:
    1. рациональное и полное использование возможностей совместно действующих сил и средств;
    2. устойчивость;
    3. гибкость;
    4. непрерывность.
Содержание взаимодействия:
    1. организация взаимодействия,
    2. согласование взаимодействия,
    3. осуществление взаимодействия,
    4. уточнение взаимодействия (по мере необходимости).


 

 

Характерные признаки, которые являются типичными для взаимодействия правоохранительных органов:

    • организационная самостоятельность субъектов правоохранительных органов;
    • их единовременная или продолжительная совместная деятельность;
    • согласованные цели, задачи, место и время деятельности (сотрудничества);
    • оптимальное объединение сил и средств с целью выявления, быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений, изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона;
    • обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Некоторые принципы взаимодействия правоохранительных органов:

    1. взаимодействие должно строиться на принципах законности, добровольности и взаимного уважения сторон;
    2. взаимодействие не должно ограничивать профессиональные возможности сторон в период проведения совместных либо согласованных мероприятий;
    3. взаимодействие должно давать положительные результаты, как для взаимодействующих сторон, так и для общего состояния правопорядка;
    4. основным результатом взаимодействия должно быть улучшение уровня защищен­ности личности, общества и государства;
    5. обеспечение разумного и достаточного уровня возможностей, предоставляемых полномочий и ответственности.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).