Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности

Согласно ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Россий­ской Федерации" полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Таким образом, данная статья не содержит перечня полномочий прокуро­ра по надзору за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность. Эта норма указы­вает лишь, что полномочия устанавливаются другими феде­ральными законами.

В ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" также не изложены все полномочия прокурора по осуществлению над­зора за законностью оперативно-розыскной деятельности. По этой причине перечень полномочий прокурора закрепляется приказами Генерального прокурора Российской Федерации исходя из содержания ФЗ "О прокуратуре РФ", определившего полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполне­нием законов и законностью правовых актов. Кроме того, полномо­чия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия мо­гут быть использованы при осуществлении прокурорского над­зора за законностью уголовно-процессуальных решений, при­нятых в ходе реализации результатов оперативно-розыскной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, к полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся полномочия:

    1. по выявлению нарушений законов;
    2. направленные на устранение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда;
    3. по  привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Полномочия прокурора по выявлению нарушений законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" к полномочиям прокурора по выявлению нарушений законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся:

    • право проводить проверки исполнения законов;
    • право требовать представления оперативно-служебных документов;
    • право требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона.

Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:

    1. по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
    2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
    3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
    4. в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченные прокуроры при реализации надзорных полномочий проверяют:

    • соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
    • законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений;
    • законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
    • законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных;
    • законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;
    • наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
    • соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;
    • соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;
    • соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
    • своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверяется исключительно при наличии жалоб граждан.

При осуществлении надзора учитывается, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов проверяется наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда и привлечению виновных лиц к ответственности

При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий в каждом случае рассматривается необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченный прокурор, помимо актов прокурорского реагирования, направляет руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

Кроме того, уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:

    • знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
    • получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
    • требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
    • опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
    • по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
    • вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматриваются как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимаются меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).