Понятие, формы и значение государственного (муниципального) кредита

Понятие государственного (муниципального) кредита

На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредито­ром, принято называть отношениями в сфере государственного кре­дита.

Государственный кредит наряду с государственным долгом явля­ется достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Государственный кредит как правовая категория - урегулированные нормами права обществен­ные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).

Бюджетный кодекс выделяет:

    1. кредиты кредитных организаций;
    2. бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    3. кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.

Значение государственного (муниципального) кредита

    1. На внутреннем рынке - служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания.
    2. На международной арене - предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Россий­ской Федерации и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты.

Формы государственного (муниципального) кредита

В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы государственного кредита (ст. 122 БК РФ):

    • государственный финансовый кредит;
    • государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит — это форма бюджетно­го кредита, при которой Российская Федерация предоставляет де­нежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правитель­ством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представля­ет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджет­ных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируе­мых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — аген­том Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государст­венной гарантии иностранного государства по возврату этого креди­та, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований.

Внешние долговые требования Российской Федерации форми­руют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Долговые обязательства иностранных государств перед Россий­ской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных го­сударств перед Российской Федерацией.

В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:

    • реструктуризацию;
    • списание;
    • уступку задолженности иностранных государств перед Рос­сийской Федерацией.

Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Россий­ской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указан­ного долга.

Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Феде­рацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокраще­нием) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называе­мых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности ни­когда не будут возвращены должником.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании за­долженности иностранных государств перед Российской Федераци­ей подлежат ратификации Государственной Думой, за исключени­ем случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых ор­ганизациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Бюджетным законодательством преду­смотрена уступка прав требований по долговым обязательствам ино­странных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществле­на Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требо­ваний, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Целью уступки прав требования является необходимость полу­чения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).