Понятие и общая характеристика договора контрактации

Содержание материала

Договором контрактации могут регулироваться отношения по за­купкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Законом о закупках и поставках сельхозпродукции и оформляются договорами на закупку (или постав­ку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у то­варопроизводителей для государственных нужд. При этом под закуп­кой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение го­сударством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под постав­кой разумеются договорные отношения между товаропроизводителя­ми (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой для ис­пользования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Государственные нужды определяются исходя из потребностей Рос­сийской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного про­изводства, других экономических и социальных программ, направлен­ных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных ре­зервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.

Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам — органами исполнительной власти субъектов РФ. В этом качестве могут выступать как непосред­ственно органы исполнительной власти, так и коммерческие и неком­мерческие организации, в частности специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.

Исходя из федеральных и региональных потребностей государст­венные заказчики не позже чем за три месяца до начала каждого го­да доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд. Правительство и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для това­ропроизводителей-поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам. До­веденные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать следующие существенные условия:

  • об объеме (количестве) закупаемой продукции;
  • о ее ассортименте;
  • о качестве;
  • о ценах;
  • о сроках закупки;
  • о порядке расчетов.

Особые правила предусмотрены в отношении цены и порядка рас­четов за закупаемую продукцию. Договор считается действующим по тем ценам, которые были определены в нем в момент его заключения, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сто­рон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность по­рядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена фор­ма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, сторо­ны должны использовать инкассовую форму безналичных расчетов.

Определенным своеобразием отличается и ответственность за не­исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекаю­щих из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Закона о закуп­ках и поставках сельхозпродукции):

  1. на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйствен­ной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана упла­тить контрагенту неустойку в размере 5-10% от стоимости недопостав­ленной или соответственно непринятой продукции;
  2. несвоевременная оплата закупленной (поставлен­ной) продукции растениеводства влечет обязанность государствен­ного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неус­тойку (пеню) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оп­латы свыше 30 дней — 3%.

Отказ государственного заказчика от закупки предусмотренной до­говором сельскохозяйственной продукции допускается только при ус­ловии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убыт­ков, причиненных по вине государственного заказчика.

 

2.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).