Понятие товарного рынка
Легальное определение товарного рынка дано в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Иначе, товарный рынок - это сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.
Понятие продуктовых границ товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды.
Определение продуктовых (товарных) границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров.
Товар - это объект гражданских прав, в том числе работа и услуга, предназначенный для продажи, обмена и иного введения в оборот.
Взаимозаменяемые товары - это товары, которые могут быть сравнимы по определенным параметрам: цене, качественным характеристикам, потребительским свойствам, причём сравнимы таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки. Но есть и товары, не имеющие заменителей (например, электроэнергия).
Географические границы товарного рынка
Географические границы товарного рынка - это характеристика рыночной среды, которая характеризуется доступность товаров для конечных потребителей в рамках этой рыночной среды, при этом, конечный потребитель не имеет доступа к товарам, находящимся вне этой рыночной среды.
Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар и не имеют такой возможности за её пределами.
При определении географических границ учитываются следующие параметры:
- возможность перемещения спроса между территориями;
- доступность транспортных средств и размер транспортных расходов;
- возможность перемещения товара между территориями;
- наличие ограничений (хотя бы даже санитарного плана) на вывоз товара.
Географические границы товарного рынка не совпадают с административно-территориальным делением:
- федеральный рынок - территория РФ;
- межрегиональный рынок - несколько субъектов;
- региональный - территория субъекта;
- локальный (местный) - территория муниципального образования.