Понятие, виды и общая характеристика транспортных договоров

Понятие транспортных договоров

Перевозка (в широком значении) - это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

  1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207);
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001);
  5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

Транспортные отношения не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель - перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица - грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель - грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи "накладывается" договор перевозки, усложняя, в т.ч. многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.

Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Виды транспортных договоров

К транспортным договорам относятся:

  1. договоры об организации перевозок грузов;
  2. договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа:
    • железнодорожная перевозка;
    • автомобильная перевозка;
    • воздушная перевозка;
    • воздушный чартер;
    • морская перевозка;
    • перевозка по внутренним водным путям.
  3. договоры буксировки.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) - порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Расширенная классификация

По цели договоры перевозки разделяются на:

  1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
  2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
  3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

  • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
  • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

  • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
  • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.);
  • договоры, заключаемые в общем порядке.

По моменту заключения договора выделяются:

  • реальный договор перевозки конкретного груза;
  • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
  • договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
  • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

  • малый каботаж - перевозки между портами одного морского бассейна;
  • большой каботаж - перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.

На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

  • городские (в преде­лах черты города),
  • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
  • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
  • межреспубликанские;
  • международные.

Наряду с этим выделяются перевозки:

  1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
  2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
  3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

Общая характеристика транспортных договоров

Источники правового регулирования обязательств по перевозке

В ГК включены лишь основные, принципиальные положения о до­говоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, свя­занным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными вида­ми транспорта. Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы. При этом они должны приниматься только в каче­стве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений.

Вместе с тем следует иметь в ви­ду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их согла­шением, если транспортными уставами и кодексами, иными закона­ми и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Собственно перевозку (транспортировку) грузов опосредствует до­говор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вве­ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Этот договор является реальным, поскольку обязательства пе­ревозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). В договорных отношени­ях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и оп­ределенные обязанности.

Условия договора перевозки должны содержаться в соот­ветствующем транспортном документе:

  • на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — в накладной;
  • на морском транспорте — в на­кладной или коносаменте;
  • на автомобильном транспорте — в транс­портной накладной или акте замера (взвешивания).

Составление и вы­дача грузоотправителю накладной или иного перевозочного доку­мента одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользо­вания, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организа­ция, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами.

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко исполь­зуются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспече­нию перевозок грузов.

По договору об организации перевозки груза перевозчик обязуется в ус­тановленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевоз­ке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят дол­госрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок гру­зов. К ним относятся:

  • навигационные договоры — на морском и речном транспорте;
  • специальные договоры — на воздушном транспорте;
  • годо­вые договоры — на автомобильном транспорте.

 Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

  • при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;
  • в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам. Но и указанная система отношений характерна лишь для элемен­тарной организации перевозочного процесса. В реальном имуществен­ном обороте для оформления грузовых перевозок используются более сложные схемы правоотношений. В частности, нередко грузоотправи­тели заключают с автотранспортными организациями или с товарны­ми (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (на приста­ни), аэропорты. Между транспортными организациями заключают­ся договоры об организации работы по обеспечению перевозок гру­зов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) аэропорты). При пе­ревозках грузов по единому транспортному документу между транс­портными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении.

Все эти договоры порождают гражданско-право­вые обязательства между участниками перевозочного процесса — гру­зоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организация­ми, грузополучателем.

Таким образом, в настоящее время договор перевозки конкретно­го груза уже нельзя рассматривать как некий «центральный договор», к которому примыкают призванные его обслуживать различные пра­вовые формы: отношения по перевозкам грузов действительно регули­руются системой договоров, в которой данный договор является лишь одной из разновидностей. Попытки выделения категории «транс­портных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу.

Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК), в которых определяется порядок передачи и приема гру­зов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществле­ния таких перевозок: узловые соглашения, договоры на централизован­ный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и дру­гих видов транспорта и др.

Особое место в отношениях по перевозке занимает договор перевоз­ки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевез­ти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управо-моченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение догово­ра перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией. Этот договор в отличие от реального договора перевозки конкретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобре­тения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Чартер

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрах­товщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспорт­ных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пас­сажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира.

Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по пре­доставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содер­жания этого обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (гру­зополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотпра­вителем заявки (заказа) на перевозку груза и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправи­теля предъявить соответствующие грузы к перевозке.

Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, до­говора об организации перевозок либо из договора, заключаемого пу­тем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

Субъекты транспортного договора

Правовое положение перевозчика

В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ).

Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
  • учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
  • собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 8, 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
  • коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров  понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в поль­зу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий