Правительство РФ: состав, порядок формирования, срок полномочий. Правовые акты Правительства РФ: виды, порядок подготовки и принятия


Правительство РФ: состав, порядок формирования, срок полномочий

Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ "О Правительстве РФ" и включает членов Правительства РФ:

    • Председателя Правительства РФ;
    • заместителей Председателя Правительства РФ;
    • федеральных министров.

В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.



Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Срок полномочий Правительства РФ

Конституция РФ не устанавлива­ет срок полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ. Основная формула, следовательно, такова: новый Президент — новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Правительства.

Но при этом встает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине срока легислатуры Президента РФ могут пройти парламентские выборы, которые сменят состав Го­сударственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы все­гда будут происходить в период президентской легислатуры, по­скольку даже очередные парламентские выборы обычно не син­хронизированы с датой выборов Президента РФ, тем более это не происходит, если парламентские выборы внеочередные. Одна­ко в полном соответствии с логикой президентской формы прав­ления Конституция РФ не требует нового согласия Думы на на­значение Председателя и переназначения членов действующего Правительства РФ. Решающее значение, следовательно, имеет срок легислатуры Президента РФ, а не срок легислатуры Госу­дарственной Думы.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительст­во РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно пре­кращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирова­ния нового Правительства.

Закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя   Правительства РФ, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Прави­тельства. Из этого умолчания вытекает безусловное право Прези­дента РФ освобождать Председателя Правительства, не обраща­ясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом палаты. Положение Президента РФ более предпочтительно. Он вправе по собственному усмотрению, ни с кем не согласовывая, принять решение об отставке Правительства РФ. Это положение Консти­туции РФ корреспондирует с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики и обеспечивать со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти (ч. 2 и 3 ст. 80 Конституции РФ). Ясно, что в случае   принципиальных   расхождений   между   Президентом   и Правительством предпочтение в интересах стабильности государ­ственной власти должно быть отдано Президенту РФ.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такое право, очевидно, предоставлено для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло убедиться в доверии большинства депутатов Думы и сбить остро­ту критики в свой адрес. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Пре­зидента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Го­сударственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно), но тогда яс­но и то, что она исходит из договоренности о принятии Прези­дентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго ре­шения: роспуска Думы и назначения новых выборов. Дума, ко­нечно, должна понимать, что постановка вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (понятно, что он к этому при­бегает в условиях выгодной для себя политической конъюнктуры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выра­зить доверие, если не хочет своего роспуска.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правитель­ству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предпо­ложение, что Председатель вправе совершить эту акцию без кол­легиального решения Правительства. Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Пра­вительство большинством голосов примет обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально при­нятом решении Правительства РФ, тем более что при выражен­ном недоверии Президент принимает решение об отставке всего Правительства.

Но все же недобровольная отставка Правительства РФ — по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы — возможна. Во всех этих случаях, как и при сложении полномо­чий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поруче­нию Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необ­ходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.

Следует учитывать, что практическая применимость рассмот­ренных конституционных положений в существенной степени зависит от расклада политических сил в Думе. Положение Пра­вительства более прочно, когда большинство в палате принадле­жит партии, поддерживающей Президента РФ.

ВНИМАНИЕ!

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 pdf  "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 |   "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года № 19 |   "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 |   "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 |   "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

Copyright © 2012-2017 Все права защищены. Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт. Designed by JoomShaper.

Вход

Яндекс.Метрика