Правовая политика: сущность и основные принципы. Современные приоритеты российской правовой политики

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
    • укрепление дисциплины, законности и правопорядка,
    • формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия; это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем — на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

В процессе формирования правовой политики

    • определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию,
    • планируется правотворческая деятельность,
    • устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам,
    • разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д.

Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой политики.

Виды правовой политики

Виды правовой политики: 

1) в зависимости от сферы осуществления может быть:

    • конституционной,
    • уголовной,
    • семейно-брачной,
    • финансовой,
    • налоговой,
    • таможенной,
    • банковской и т. п.;

2) в зависимости от содержания:

    • законодательной,
    • исполнительной,
    • судейской,
    • прокурорской,
    • нотариальной и т. д.;

3) в зависимости от целей:

    • текущей;
    • перспективной;

4) в зависимости от функций:

    • праворегулятивной;
    • правоохранительной и проч.

Принципы правовой политики:
    1. социальная обусловленность;
    2. научная обоснованность;
    3. устойчивость и предсказуемость;
    4. легитимность, демократический характер;
    5. гуманность и нравственные начала;
    6. справедливость;
    7. гласность;
    8. сочетание интересов личности и государства;
    9. приоритетность прав человека;
    10. соответствие международным стандартам.

Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

Альтернативные принципы

    1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности;
    2. предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;
    3. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;
    4. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);
    5. повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности.

Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д.

Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

Современные приоритеты российской правовой политики

Развитие российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

    1. усиление координирующей роли власти на основе общенационального представительства;
    2. борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
    3. выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
    4. поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
    5. улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
    6. устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
    7. укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п.; в зависимости от содержания — законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д.; в зависимости от целей — текущей и перспективной; в зависимости от функций — праворегулятивной и правоохранительной и проч.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).