Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка, ...денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».
В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система РФ, включающая
- официальную денежную единицу,
- эмиссию наличных денег,
- организацию наличного денежного обращения.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.
Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.
Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VI, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.
Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.
Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.
При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.
Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.
Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.
В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.
В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу.
Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законодательством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как аккредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электронные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).
У юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.
В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.
Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.