Правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений

Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования.

Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.

Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия.

Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания являются:

    • уголовно-процессуальный закон (УПК);
    • Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;
    • изданные на их основе ведомственные нормативные акты.

 

Существуют различные формы взаимодействия следователя с орга­нами дознания:

    1. организационные (например, создание следственно-оперативной группы - СОГ). 
    2. процессуальныеПроцессуальной основой взаимодействия можно считать правила ст. 38, 149 УПК РФ о дей­ствиях органа дознания по делам, по которым обязательно предва­рительное следствие после передачи этих дел следователю, а также предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ право следователя давать органам дознания поручения и указания.

Взаимодействие — это согласованная деятельность органов пред­варительного следствия и дознания, основанная на законе, ведом­ственных актах и общности назначения и задач в уголовном судопро­изводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использова­ние полномочий и методов работы, присущих каждому из указанных органов, обусловленное различием в их компетенции и формах дея­тельности, направленное на раскрытие, расследование и предупре­ждение преступлений.

 

Из приведенного определения следует, что основным содержа­нием взаимодействия является правильное сочетание следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В уголовно-процессуальном законе содержатся соответствующие положения, которые можно считать правовой основой такого сочетания. В ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель должны принять все предусмотренные законом меры в каждом случае обнаружения признаков преступлений для установ­ления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в его совершении.

 

Процессуальные формы взаимодействия — это такие формы, ко­торые закреплены в законе. К их числу относят:

    1. Выполнение поручений (указаний) следователя (в частности: выполнение органом дознания следственных и розыскных действий по поручению следователя; привлечение следователем предста­вителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в про­изводстве отдельных следственных действий; принятие мер, при­званных создавать необходимые условия для успешного производ­ства отдельных следственных и процессуальных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.; выполнение постановлений следователя о приводе, задержании и аресте).
    2. Содействие органа дознания следователю в стадии возбужде­ния уголовного дела.
    3. Возбуждение уголовных дел, по которым обязательно предва­рительное следствие, производство по ним неотложных следствен­ных действий (ст. 157 УПК РФ) и передача дела следователю, кото­рый ведет дальнейшее расследование.
    4. Использование следователем данных, полученных органом до­знания с помощью оперативно-розыскных мер.
    5. Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Организационными (или организационно-тактическими) фор­мами взаимодействия следователя с органами дознания называют формы, не регламентированные законом. Среди них выделяют сле­дующие:

    • совместную согласованную деятельность в составе следст­венно-оперативных групп;
    • немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства пред­варительного следствия;
    • организацию следственно-оперативных групп (бригад), в ко­торые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных пре­ступлениях;
    • согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
    • межведомственные оперативные совещания работников про­куратуры, следствия, дознания;
    • совместное проведение занятий в системе служебной подго­товки.

Процессуальные формы взаимодействия находят достаточно ши­рокое применение на практике. Особенно это касается дачи и испол­нения отдельного поручения прокурором или следователем в поряд­ке ст. 38, 56, 188, 210 УПК РФ.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).