Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования.
Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.
Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия.
Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания являются:
- уголовно-процессуальный закон (УПК);
- Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;
- изданные на их основе ведомственные нормативные акты.
Существуют различные формы взаимодействия следователя с органами дознания:
- организационные (например, создание следственно-оперативной группы - СОГ).
- процессуальные. Процессуальной основой взаимодействия можно считать правила ст. 38, 149 УПК РФ о действиях органа дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие после передачи этих дел следователю, а также предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ право следователя давать органам дознания поручения и указания.
Взаимодействие — это согласованная деятельность органов предварительного следствия и дознания, основанная на законе, ведомственных актах и общности назначения и задач в уголовном судопроизводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из указанных органов, обусловленное различием в их компетенции и формах деятельности, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.
Из приведенного определения следует, что основным содержанием взаимодействия является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
В уголовно-процессуальном законе содержатся соответствующие положения, которые можно считать правовой основой такого сочетания. В ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель должны принять все предусмотренные законом меры в каждом случае обнаружения признаков преступлений для установления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в его совершении.
Процессуальные формы взаимодействия — это такие формы, которые закреплены в законе. К их числу относят:
- Выполнение поручений (указаний) следователя (в частности: выполнение органом дознания следственных и розыскных действий по поручению следователя; привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий; принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных и процессуальных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.; выполнение постановлений следователя о приводе, задержании и аресте).
- Содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного дела.
- Возбуждение уголовных дел, по которым обязательно предварительное следствие, производство по ним неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ) и передача дела следователю, который ведет дальнейшее расследование.
- Использование следователем данных, полученных органом дознания с помощью оперативно-розыскных мер.
- Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.
Организационными (или организационно-тактическими) формами взаимодействия следователя с органами дознания называют формы, не регламентированные законом. Среди них выделяют следующие:
- совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативных групп;
- немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия;
- организацию следственно-оперативных групп (бригад), в которые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях;
- согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
- межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следствия, дознания;
- совместное проведение занятий в системе служебной подготовки.
Процессуальные формы взаимодействия находят достаточно широкое применение на практике. Особенно это касается дачи и исполнения отдельного поручения прокурором или следователем в порядке ст. 38, 56, 188, 210 УПК РФ.