В учебной и научной литературе предмет теории государства и права (ТГП) определяется неодинаково:
- общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (исторического) типа;
- закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение.
Общее во всех определениях - изучает…
- общие закономерности процесса воззникновения , становления и развития государства и права;
- взаимосвязь государства и права;
- их характерные признаки, формы, сущность, содержание, черты;
- место и роль государства и права в жизни общества и в политической системе;
- право, правосознание, законность и конституционность;
- законодательный процесс и его стадии;
- правомерное поведение, правонарушение и юридическую ответственность.
Необходимо отметить, что сам предмет ТГП, как и отдельные составляющие его содержание части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается.
Это затрудняет и делает бессмысленными попытки исчерпывающего определения предмета ТГП как навсегда данного и неизменного.
Но основа предмета - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
На определения предмета ТГП влияют:
- конкретные исторические условия;
- уровень развития общественного сознания;
- культура;
- идеология;
- субъективные факторы.
Результаты влияния субьективных факторов на определение предмета теории государства и права:
- переименование ТГП в ТПГ, подчеркивая приоритетную роль права над государством;
- рассмотрение ТГП как части особой науки – политологии и т. д.
ВАЖНО!
Государство и право, будучи неразрывно связаны между собой, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу. Из этого следует, что государство и право не могут искусственно разделяться, а следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга.