Принципы и функции гражданского права

Принципы гражданского права

Под правовыми принципами понимаются основные начала, наи­более общие руководящие положения права, имеющие в силу их за­конодательного закрепления общеобязательный характер. Такие ос­новные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже инсти­тутам и субинститутам.

Значение правовых принципов:

  1. они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регули­рования (это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толко­вать и применять конкретные правовые нормы);
  2. они должны учитываться при об­наружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии (дозволительный характер гражданско-правово­го регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, кото­рые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соот­ветствуют «общим началам и смыслу гражданского законодательст­ва» - п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК).

Сущность принципов гражданского права:

  • в концентрированном виде отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономической политики, осуществляемой государством применительно к этим отношениям через нормы гражданского права.

Принципы гражданско-правового регулирования:

  • принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла;
  • принцип юридического равенства;
  • принцип неприкосновенности собственности (как частной, так и пуб­личной);
  • принцип свободы договора;
  • принцип диспозитивности;
  • принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • принцип запрета злоупотребления правом;
  • принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав.

Подробнее

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредст­венное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяй­ственную деятельность участников имущественных отношений — то­варовладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положенияхо неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешатель­ство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможно­сти признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).

Принцип юридического равенства характеризует правовое положе­ние (статус) участников гражданских правоотношений. Они не име­ют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, да­же если в этом качестве выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможно­стями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов това­рообмена (товаровладельцев).

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из назван­ного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участни­кам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые га­рантии гражданам-потребителям.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной, означает обеспечение собственникам возможности исполь­зовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в исполь­зовании. Очевидно фундаментальное значение данного принципа для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенса­цией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъ­ятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности как не­обоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переде­лов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев. Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имуществен­ного оборота. Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого пуб­личного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъ­екты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выбо­ре той или иной «модели» договорных связей (ст. 421 ГК). По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Вместе с тем действие этого принципа подвергается определенным ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность от­каза коммерческой организации от заключения договора с потреби­телем (п. 3 ст. 426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возмож­ность участников регулируемых отношений самостоятельно, по сво­ему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать ва­рианты соответствующего поведения. Так, они в подавляющем боль­шинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной за­щитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК).

Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов граж­данского оборота в достижении своих целей. Ее оборотной сторо­ной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было осо­бой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных пос­ледствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.). Зада­ча государства в частных отношениях — установить четкие и непро­тиворечивые «правила игры», исключающие заведомую недобросо­вестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответст­вии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав пред­полагает устранение всяких необоснованных помех в развитии граж­данского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.

Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необхо­димые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет моно­полизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п. Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бю­рократических препятствий в осуществлении права на защиту своих ин­тересов, например, для ограничения случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.

Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключает­ся безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет опре­деленные границы как по содержанию, так и по способам осущест­вления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъ­емлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право пре­вращается в свою противоположность — произвол. Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, однако не противоречащие за­кону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Собственник земли или иных природных ресур­сов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК). Аналогичные ог­раничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в дру­гих подотраслях гражданского права. Данный принцип лежит и в ос­нове объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в це­лом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, таки к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказы­вающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

Функции гражданского права

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему в этой системе особыми функциями (задачами).

Основными функциями гражданского права являются:

    1. ре­гулятивная;
    2. охранительная.

Регулятивная функция гражданского права

Особенностью гражданско-правового регулирования является пре­обладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функ­циями, выполняемыми уголовным правом). Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических от­ношений, складывающихся в обществе. Иначе говоря, оно имеет де­ло не столько с правонарушениями, сколько с организацией обыч­ных имущественных (и неимущественных) взаимосвязей. Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запре­тов и максимум возможных дозволений. С помощью гражданско-пра­вового инструментария участники имущественных отношений само­стоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необ­ходимых им результатов.

Таким образом, регулятивная функция гражданского права заклю­чается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования. Это отлича­ет ее от регулятивных задач, стоящих перед публичным правом. Здесь регламентация соответствующих отношений носит жестко определен­ный характер, почти не оставляющий места свободному усмотрению участников.

Охранительная функция гражданского права

Охранительная функция гражданского права имеет первоочередной целью защиту имущественных и неимущественных интересов участ­ников гражданского оборота. Она направлена на поддержание иму­щественного и неимущественного состояния (статуса) добросовест­ных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем вос­становления нарушенных прав либо компенсации причиненных по­терпевшим убытков. Ее компенсаторно-восстановительная направлен­ность обусловлена прежде всего эквивалентно-возмездной, стоимост­ной природой регулируемых товарно-денежных отношений.

Важный аспект охранительной функции составляет также предупре­дительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимули­ровании и организации такого поведения участников регулируемых отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов.

3.3333333333333 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий