Важным условием служебного роста прокурорских работников является их профессиональная подготовка.
Кроме получения высшего профессионального образования по юридической специальности (помимо аудиторных занятий включающего студенческие конференции, научно-исследовательскую работу и практику), профессиональная подготовка и повышение квалификации специалиста представляют собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, обучение в институтах повышения квалификации.
Статья 43.4 ФЗ "О прокуратуре РФ" устанавливает, что дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денежного содержания, и осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, профессиональная подготовка работников прокуратуры должна осуществляться постоянно, во всех звеньях прокурорской системы, распространяться на всех прокурорских работников и государственных гражданских служащих и включать в себя следующие формы:
- самостоятельную учебу;
- постоянно действующие семинары, научно-практические семинары и конференции;
- стажировку в структурных подразделениях;
- обучение в межрегиональных центрах повышения квалификации;
- учебу в институтах Академии Генпрокуратуры РФ и других образовательных учреждениях по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Результаты полученного дополнительного профессионального образования прокурорского работника учитываются при решении вопросов о соответствии его занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.
Правовую основу подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры наряду с ФЗ "О прокуратуре" составляют
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации",
- приказы Генпрокурора РФ от 12.08.2010 N 316, от 04.10.2010 N 373 и др.
Порядок подбора, приема и обучения лиц, поступающих в институты прокуратуры, регламентируется
- организационно-распорядительными актами Генпрокуратуры РФ,
- договорами о целевой подготовке специалистов, заключенными между Генпрокуратурой РФ и соответствующими вузами, а также нормативными правовыми актами Минобрнауки России, уставом и правилами приема конкретного вуза, положениями об институтах прокуратуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.07.1996 N 787 "О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии" установлено, что прием в институты прокуратуры осуществляется по направлениям органов прокуратуры РФ, а специальные порядок и условия приема определяются ежегодно руководством академий по согласованию с Генпрокуратурой РФ. Особенностью обучения в институтах прокуратуры является прокурорская направленность основной образовательной программы, введение специальных дисциплин и курсов по прокурорской тематике, индивидуальный подход к студентам и постоянный контроль за их успеваемостью. В связи с этим у прокуроров областного и районного звеньев возникают дополнительные обязанности, связанные с организацией качественного отбора кандидатов в абитуриенты лиц, обладающих хорошей теоретической подготовкой и устойчивыми морально-психологическими качествами.
Поиск и отбор кандидатов для направления на обучение в вузы должны проводить в первую очередь прокуроры районного звена, так как молодые специалисты начинают свою трудовую деятельность, как правило, именно в этих прокуратурах. При этом предпочтение отдается лицам, прошедшим военную службу или имеющим стаж работы не менее одного года, отличную или хорошую общеобразовательную подготовку, высокие деловые и нравственные качества, годным по состоянию здоровья к службе в системе прокуратуры РФ. Таким образом, направления для поступления в институты прокуратуры должны выдаваться только на основании комплексной оценки деловых и личных качеств претендентов.
В настоящее время с учетом перехода на систему подготовки бакалавров-магистров договоры на оказание образовательных услуг с вузами заключает Генпрокуратура РФ.
Также широко используется институт наставничества, к подготовке молодых специалистов привлекаются ветераны прокуратуры, наиболее опытные прокурорские работники с целью оказания помощи в овладении специальностью, изучения индивидуальных способностей, интересов и склонностей применительно к прокурорской деятельности. Результаты профессиональной подготовки молодых специалистов систематически анализируются и обсуждаются на заседаниях аттестационных комиссий. Наряду с этим практикуется проведение конкурсов на лучшего прокурорского работника (прокурора, государственного обвинителя и др.), наставника, распространяется положительный опыт, осуществляется стимулирование работников, достигших высоких результатов в работе.
В связи с тем, что основой совершенствования профессиональной деятельности должна стать систематическая самоподготовка по индивидуальным планам и под постоянным контролем соответствующих руководителей, в прокуратурах необходимо на надлежащем уровне обеспечить организацию систематизации законодательства, доступ к использованию специальной литературы, достижений компьютерных технологий.
Дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего органов прокуратуры, как и прокурорского работника, включает в себя:
- профессиональную переподготовку,
- повышение квалификации и
- стажировку.
Прохождение государственным гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышение квалификации или стажировки является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.