Характерные черты производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
С учетом публичного характера рассматриваемых судом дел при рассмотрении заявлений о незаконности нормативного правового акта у суда имеются специфические функции:
- суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права;
- функция суда сводится к исследованию свойств нормативного правового акта (т.е. суд проводит правовую оценку акта);
- суд не связан доводами заявителя и его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.
Подача заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
Согласно ст. 251 ГПК РФ
- гражданин,
- организация,
- прокурор (в пределах своей компетенции)
считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться:
- Президент РФ,
- Правительство РФ,
- законодательный (представительный) орган субъекта РФ,
- высшее должностное лицо субъекта РФ,
- орган местного самоуправления,
- глава муниципального образования,
считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса.
Подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта:
- нормативные правовые акты федерального значения, федеральных министерств и ведомств - в Верховном Суде РФ;
- нормативные правовые акты органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ - соответственно краевыми, областными и приравненными к ним судами, т.е. судами субъектов Федерации;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления и местной администрации - в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно:
- соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ;
- содержать данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия;
- содержать указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.