См. также Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации | Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.
Процессуальные особенности осуществления защиты избирательных прав в судебном порядке регулируются гл. 24 КАС РФ.
В настоящее время в судебном порядке защищается как активное, так и пассивное избирательное право, т.е. весь комплекс избирательных прав, предусмотренных действующей избирательной системой России.
Субъекты, которые могут участвовать в делах о защите избирательного права (ст. 239 КАС РФ):
- избиратели (граждане);
- кандидаты, их доверенные лица;
- избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков;
- иные общественные объединения;
- инициативные группы по проведению референдума;
- наблюдатели;
- избирательные комиссии;
- группа членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
- органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, местного самоуправления;
- прокурор.
Для определения специфики рассмотрения и разрешения споров о защите избирательных прав проводится их классификация по различным основаниям:
1) в зависимости от характера подлежащего защите избирательного права:
- споры о защите активного права;
- споры о защите пассивного права.
2) по субъекту судебной защиты:
- о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса (конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.);
- о защите неопределенного круга участников избирательного процесса.
3) в зависимости от стадии развития избирательного процесса - споры, возникающие на стадиях:
- формирования избирательных округов:
- составления списков избирателей;
- выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;
- проведения предвыборной агитации:
- проведения голосования и подсчета голосов;
- закрепления результатов голосования.
Порядок подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
Обращения в суд за защитой избирательного права по своей правовой природе являются требованиями о защите права, возникающими из публичных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными в КАС РФ для исковых заявлений (ст. 125 КАС РФ) и последствиями нарушения формы заявления (ст. 130 КАС РФ).
Ст. 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательного права:
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ - в течение 3 месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах;
- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования - в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума;
- касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, - в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов - не позднее чем за 8 дней до дня голосования;
- о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:
- в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума - в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;
- не позднее чем за тридцать дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии - в отношении расформирования иной комиссии;
- в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования - в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.
Сроки, указанные в п. 2-6, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
Подсудность дел о защите избирательного права:
- верховный суд республики, краевоой, областноой суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Госдумы РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об отмене регистрации кандидата в депутаты Госдумы РФ, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
- об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
- о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 Кодекса;
- об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;
- Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
- о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Защита избирательных прав, связанных с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления, осуществляется районными судами.
Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен ст. 243 КАС РФ.
Рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей административные дела:
- о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации
- лиц, участвующих в деле, и
- прокурора.
Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
В период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:
- наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
- приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
- запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.