Соотношение уголовной, судебной и уголовно-исполнительной как составных частей единой политики борьбы с преступностью

Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Она определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание указанной политики слагается из раз­личных ее направлений (элементов), таких как

    • уголовно-правовая политика,
    • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
    • уголовно-исполнительная политика,
    • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступ­лений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждение рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Уголовная политика включает в себя и политику в области про­филактики преступлений, также направленную на борьбу с пре­ступностью. Критерий разграничения уголовной политики и иной политики, связанной с правонарушениями и другими негативными явлениями, — ее направляющая деятельность в борьбе с преступ­ностью и закрепление главным образом в отраслях уголовно-пра­вового комплекса (борьба с такими явлениями, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, а также с администра­тивными правонарушениями входит в сферу социальной и правоо­хранительной политики).

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выде­лилась из уголовной политики. Составной частью единой уголовной политики является уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуали­зацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, си­стему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания.

Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).