Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание

Надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Выделение этого надзора в самостоятельное направле­ние обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержан­ные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в ка­честве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устране­ния нарушений прав и интересов задержанных, арестован­ных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение проку­рором проверок в учреждениях и органах, где они содержат­ся, систематически, независимо от наличия данных о нару­шениях законности.

Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного ха­рактера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановле­ния и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных

    1. уголовно-исполнительным за­конодательством;
    2. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
    3. иными зако­нодательными актами.

Нарушения законности устраняют­ся сразу после их обнаружения.

Средствами прокурорского надзора обеспечивается ис­полнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержан­ных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в междуна­родных актах.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генпрокуратуры РФ от 08.08.2011 N 237 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)".

Прокурорам предписывается:

    • добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме;
    • обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке;
    • обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность;
    • организовать жесткий контроль за фактичес­ким устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения админист­рацией исправительных учреждений и следственных изоля­торов предписаний прокуратуры.

Прокурорский надзор должен быть направлен на то, что­бы содержание задержанных и арестованных лиц в испра­вительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, ус­ловий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание

Ст. 32 ФЗ "О прокуратуре РФ" устанавливает, что предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание, является:

    1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
    2. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
    3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Под законностью нахождения лиц в местах содержа­ния задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполня­ющих наказание, и меры принудительного характера, назна­чаемые судом, в более широком смысле следует понимать:

    • законность помещения в эти места, учреждения и органы;
    • законность содержания в них;
    • соблюдение сроков содержа­ния;
    • законность освобождения.

В указанные места, учреждения и органы могут поме­щаться лишь те лица, в отношении которых имеется соот­ветствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учрежде­ние либо орган.

При проверке сроков содержания под стражей подозрева­емых и обвиняемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания в случа­ях их перевода туда из следственных изоляторов.

Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправи­тельных и иных органах и учреждениях, исполняющих на­казание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.

При решении вопроса о законности освобождения от от­бывания наказания прокурор проверяет наличие предусмот­ренных законом оснований для освобождения (ст. 172 УИК РФ). К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного судом, относятся:

    • отмена приговора суда с прекращением дела производством;
    • условно-досрочное ос­вобождение от отбывания наказания;
    • замена неотбытой ча­сти наказания более мягким видом наказания;
    • помилование или амнистия;
    • тяжелая болезнь или инвалидность;
    • иные ос­нования, предусмотренные законом.

Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюде­ния прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам прину­дительного характера, объясняется тем, что эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с от­дельными ограничениями, строго регламентированными за­конодательством.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользу­ются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание 

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание, являются:

    1. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также порядка и условий их содержания;
    2. выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
    3. выявление и устранение фактов необоснованного помещения в места заключения;
    4. обеспечение гуманных условий содержания;
    5. совершенствование организации и повышения эффективности прокурорского надзора.

 

3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий