К числу неотъемлемых и значимых видов деятельности по вспомогательному обеспечению работы прокуратуры относится учет и отчетность. В органах прокуратуры установлена единая система учета работы прокуроров и следственной работы. Кроме того, на прокуратуру в полном объеме распространяются правила учета преступлений.
Инструкция по ведению ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2012 г. N 8.
Цели ведения ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации:
- представление в установленном порядке Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям и работникам органов прокуратуры Российской Федерации достоверных статистических данных о результатах деятельности органов прокуратуры;
- последующее использование этих данных для совершенствования деятельности органов прокуратуры, повышения качества информационно-аналитической работы.
Основные задачи ведения ведомственного статистического учета:
- формирование, представление и обработка статистических данных, характеризующих состояние надзорной и иных направлений деятельности органов прокуратуры;
- систематизация, накопление и хранение ведомственной статистической информации на электронных и бумажных носителях и предоставление статистических данных в целях информационного обеспечения управленческой деятельности в органах прокуратуры;
- развитие ведомственной статистической отчетности;
- координация деятельности органов прокуратуры по вопросам формирования ведомственной статистической отчетности на основе единой методики статистического учета.
Ведение ведомственного статистического учета включает:
- разработку и утверждение форм отчетности, характеризующей результаты надзорной и иной деятельности органов прокуратуры;
- организационно-методическое обеспечение статистического наблюдения;
- формирование и представление отчетов;
- обработку, хранение, выдачу и анализ статистических данных.
Виды статистических отчетов в органах прокуратуры (в соответствии с Инструкцией):
- статистические отчеты прокуратур городов, районов, приравненных к ним специализированных прокуратур;
- сводные статистические отчеты прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур;
- сводные статистические отчеты аппарата и отчеты подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- сводные отчеты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
- ведомственная статистическая отчетность «О рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении» по форме 2-Е, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11 июня 1997 г. № 39. В соответствии с ней городские, районные и приравненные к ним прокуроры каждое полугодие представляют вышестоящим по подчиненности органам единый отчет о результатах рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях;
- ведомственная статистическая отчетность - "Отчет о работе прокурора" по форме П, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16 февраля 1993 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями). Данный отчет состоит из восьми разделов и содержит показатели о надзоре за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, данные об участии прокурора в арбитражном, гражданском и уголовном судопроизводстве, о работе по рассмотрению и разрешению жалоб, за исполнением уголовного наказания и гласности в деятельности прокуратуры (выступлениях в средствах массовой информации).;
- федеральная государственная статистическая отчетность - «Отчетность о следственной работе» по форме 1-Е, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 2000 г. № 31. Эта отчетность предусматривает представление данных о результатах расследования уголовных дел следователями прокуратуры, органов внутренних дел, а также органами дознания таможенных органов.
Для ведения учета и статистической отчетности в прокуратурах субъектов РФ и в Генеральной прокуратуре РФ образованы и действуют специальные подразделения (см. также Бюрократия и бюрократизм в механизме государства).
В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах, ведение учета и подготовка отчетности возложена на прокуроров (исходя из моего управленческого опыта, предполагаю, что это отнимает значительную часть их рабочего времени).
В соответствии с правилами единого учета преступлений (зарегистрированных в установленном порядке) на выявленное преступление составляются документы первичного учета в виде:
- статистических карточек,
- результатов расследования преступления,
- на лицо, совершившее преступление,
- о движении уголовного дела,
- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности и других данных о преступлениях.
Ведение регистрационных документов на преступления, лиц их совершивших, уголовные дела, а также статистической отчетности по преступлениям возложена на органы внутренних дел. Поэтому вся информация о преступлениях, лицах, их совершивших, и уголовных делах сосредоточивается в информационных центрах МВД.
В органах прокуратуры применяются и иные формы отчетности. Одни из них предназначаются для специализированных прокуратур, другие носят временный характер.