Определение уголовно-исполнительного права может иметь несколько смысловых значений:
- как отрасли права,
- как науки,
- как учебной дисциплины.
Уголовно-исполнительное право как отрасль права
Отрасль уголовно-исполнительного права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе
- исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера,
- исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения, а также
- оказания на осужденных, испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительного права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К предмету уголовно-исполнительного права относятся:
- общие положения и принципы исполнения наказаний;
- регулирование применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
- регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;
- регулирование порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
- регулирование порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
- регулирование порядка освобождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:
- императивного (метода властного приказа),
- диспозитивного метода,
- метода поощрения и
- метода взыскания (наказания).
Уголовно-исполнительное право как наука
Наука уголовно-исполнительного права — это совокупность идей, взглядов, теорий о закономерностях становления и развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-исполнительного законодательства, практике его применения, правовом регулировании порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания на осужденных и испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия, а также международного опыта обращения с осужденными и уголовно-исполнительного законодательства зарубежных стран.
Предмет науки уголовно-исполнительного права шире по содержанию предмета уголовно-исполнительного права как отрасли права.
Методы уголовно-исполнительного права как науки следует классифицировать по двум основаниям:
1) в зависимости от способа изучения (познания и исследования):
- методы познания (историческое, философское, сравнительный анализ и др.)
- методы исследования (наблюдение, эксперимент и др.).
2) в зависимости от их принадлежности:
- философские законы,
- общенаучные,
- частнонаучные,
- специальные.
К основным философским законам, используемым в уголовно-исполнительном праве, следует отнести: закон единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания и др. Общенаучным методам являются: логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и гипотеза), системно-структурный анализ, исторический, сравнительный, динамический и статистический метод. К частнонаучным методам относятся такие методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, документальный и экспериментальный метод. Специальные методы в науке уголовно-исполнительного права подробно не исследовались, им, к сожалению, не уделяется должного внимания.
Следует отметить, что в юридической литературе отдельными авторами указывается иная классификация методов, применяемых наукой уголовно-исполнительного права. Так, например, В.П. Артамонов полагает, что наукой уголовно-исполнительного права применяются методы: а) всеобщие; б) частные; в) специальные. По мнению автора, всеобщим методом является исторический материализм как применение законов и категорий диалектического ма-териализма к истории, современной действительности и будущему человеческого общежития. Методологическую основу для уголовно-исполнительного права также представляет теория государства и права, формулирующая понятия, категории и положения, представляющие научно-теоретические основы всех отраслей науки. Частными методами являются: 1) индукция; 2) дедукция; 3) анализ; 4) синтез; 5) гипотеза; 6) статистический; 7) конкретно-социологический; 8) сравнительно-правовой и исторический; 9) системный; 10) формально-логический. Поскольку уголовно-исполнительное право не имеет «собственных» специальных методов, то, по мнению В.П. Артамонова, особую актуальность и свои особенности имеет применение конкретно-социологических методов исследования: 1) анкетирование (применяется в сочетании с другими методами); 2) интервьюирование; 3) эксперимент; 4) изучение документов; 5) анализ статистической отчетности; 6) непосредственное наблюдение.
Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина (курс) — это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс.
Предметом курса уголовно-исполнительного права является соответствующая ему отрасль науки. Предмет уголовно-исполнительного права как науки и учебной дисциплины весьма похож. При этом следует отметить, что предмет науки уголовно-исполнительного права шире предмета курса (учебной дисциплины) «Уголовно-исполнительное право», поскольку последний ограничен определенным содержанием конкретных тем и объемом часов. Кроме того, объем материала во многом зависит от того, в каком учебном заведении преподается данная дисциплина.
Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина использует три группы методов:
- методы обучения;
- методы познания;
- методы исследования.
Н.А. Беляев в 1989 г. писал, что методами преподавания и изучения курса исправительно-трудового права являются чтение лекций, проведение практических занятий, написание курсовых и дипломных работ, самостоятельное изучение студентами учебной и монографической литературы \ Указанные методы в основном применяются и в настоящее время.