Уголовно-исполнительное право как наука, учебная дисциплина (курс) и отрасль законодательства. Их источники

Определение уголовно-исполнительного права может иметь не­сколько смысловых значений:

    1. как отрасли права,
    2. как науки,
    3. как учебной дисциплины.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права

Отрасль уголовно-исполнительного права - совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе

    • исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера,
    • исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также
    • оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права относятся:

    1. общие положения­ и принципы исполнения наказаний;
    2. регулирование применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    3. регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    4. регулирование порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    5. регулирование порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также граждан в исправлении осужденных;
    6. регулирование порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения и
    • метода взы­скания (наказания).

Уголовно-исполнительное право как наука

Наука уголовно-исполнительного права — это совокупность идей, взглядов, теорий о закономерностях становления и развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-испол­нительного законодательства, практике его применения, правовом регулировании порядка и условий исполнения и отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания на осужден­ных и испытывания осужденными исправительного, предупреди­тельного и ресоциального воздействия, а также международного опыта обращения с осужденными и уголовно-исполнительного за­конодательства зарубежных стран.

Предмет науки уголовно-исполнительного права шире по содер­жанию предмета уголовно-исполнительного права как отрасли права.

Методы уголовно-исполнительного права как науки следует клас­сифицировать по двум основаниям:

1) в зависимости от способа изу­чения (познания и исследования):

    • методы познания (историческое, философское, сравнитель­ный анализ и др.)
    • методы исследования (наблюдение, экспери­мент и др.).

2) в зависимости от их принад­лежности:

    • фи­лософские законы,
    • общенаучные,
    • частнонаучные,
    • специ­альные.

Подробнее

К основным философским законам, используемым в уголовно-исполнительном праве, следует отнести: закон единст­ва и борьбы противоположностей, взаимного перехода количест­венных и качественных изменений; отрицания отрицания и др. Об­щенаучным методам являются: логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и гипотеза), системно-структурный анализ, исторический, сравнительный, динамический и статистический метод. К частнонаучным методам относятся такие методы, как на­блюдение, опрос, метод экспертных оценок, документальный и экспериментальный метод. Специальные методы в науке уголовно-исполнительного права подробно не исследовались, им, к сожале­нию, не уделяется должного внимания.

Следует отметить, что в юридической литературе отдельными авторами указывается иная классификация методов, применяемых наукой уголовно-исполнительного права. Так, например, В.П. Ар­тамонов полагает, что наукой уголовно-исполнительного права применяются методы: а) всеобщие; б) частные; в) специальные. По мнению автора, всеобщим методом является исторический мате­риализм как применение законов и категорий диалектического ма-териализма к истории, современной действительности и буду­щему человеческого общежития. Методологическую основу для уголовно-исполнительного права также представляет теория госу­дарства и права, формулирующая понятия, категории и положе­ния, представляющие научно-теоретические основы всех отраслей науки. Частными методами являются: 1) индукция; 2) дедукция; 3) анализ; 4) синтез; 5) гипотеза; 6) статистический; 7) конкретно-социологический; 8) сравнительно-правовой и исторический; 9) си­стемный; 10) формально-логический. Поскольку уголовно-испол­нительное право не имеет «собственных» специальных методов, то, по мнению В.П. Артамонова, особую актуальность и свои особен­ности имеет применение конкретно-социологических методов исследования: 1) анкетирование (применяется в сочетании с другими методами); 2) интервьюирование; 3) эксперимент; 4) изучение до­кументов; 5) анализ статистической отчетности; 6) непосредствен­ное наблюдение.

Уголовно-исполнительное право как  учебная дисциплина

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина (курс) — это преподаваемый в образовательных уч­реждениях учебный курс.

Предметом курса уголовно-исполнительного права является со­ответствующая ему отрасль науки. Предмет уголовно-исполнитель­ного права как науки и учебной дисциплины весьма похож. При этом следует отметить, что предмет науки уголовно-исполнительно­го права шире предмета курса (учебной дисциплины) «Уголовно-ис­полнительное право», поскольку последний ограничен определен­ным содержанием конкретных тем и объемом часов. Кроме того, объем материала во многом зависит от того, в каком учебном заведении преподается данная дисциплина.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина использу­ет три группы методов:

    1. методы обучения;
    2. методы познания;
    3. методы исследования.

Н.А. Беляев в 1989 г. писал, что методами преподавания и изуче­ния курса исправительно-трудового права являются чтение лек­ций, проведение практических занятий, написание курсовых и дипломных работ, самостоятельное изучение студентами учебной и монографической литературы \ Указанные методы в основном при­меняются и в настоящее время.

 

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий