Полномочия суда среднего звена
Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной (апеляционной) и надзорной инстанций.
В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.
Кроме того, в качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, те категории гражданских дел, которые перечислены в ст. 26 ГПК:
- связанные с государственной тайной;
- об оспаривании законов (кроме конституций республик и уставов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете деятельности подобных организаций; о приостановлении или прекращении деятельности некоторых местных средств массовой информации;
- об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдумов.
Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рассмотрение жалоб на решения по делам об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уровня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районными судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.
Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.
В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.
Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления новых и вновь открывшихся обстоятельств. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои “собственные” решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.
Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:
- объема и характера судебной работы;
- количества проживающего населения;
- национального состава и занятости населения;
- числа районов и районных судов, объема их работы и т.п.
Ст. 24 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» устанавливает, что суды среднего звена действуют в составе:
- президиума суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.
Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):
- в качестве суда первой инстанции;
- в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
- в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
- дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции в судебных коллегиях может осуществляться, как правило, единоличным судьей (им может быть председатель, его заместитель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уголовные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассматриваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству обвиняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).
При рассмотрении дела в кассационном порядке судебная коллегия суда среднего звена действует в составе председательствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиумом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивидуальные склонности каждого из членов суда.
В судах со значительным объемом работы и достаточным количеством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, который, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.
В судебный состав поступают дела из определенных районов республики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда закрепляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в отдельности и всех судов такого рода соответствующего района в целом.
Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Наряду с рассмотрением в таком порядке конкретных судебных дел президиум решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы. На рассмотрение президиума могут вноситься доклады (сообщения) председателей районных судов по вопросам деятельности возглавляемых ими судов.