Верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, суды автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия суда среднего звена

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов пер­вой, кассационной (апеляционной) и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уров­ня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умыш­ленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государствен­ную тайну.
Кроме того, в качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, те категории гражданских дел, которые перечисле­ны в ст. 26 ГПК:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании законов (кроме конституций республик и уста­вов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов орга­нов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, сво­боды и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионально­го отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете де­ятельности подобных организаций; о приостановлении или прекраще­нии деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  • об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по про­ведению референдумов.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рас­смотрение жалоб на решения по делам об административных право­нарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уров­ня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районны­ми судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административ­ных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значе­ние, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановле­ний, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обес­печивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обо­снованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судеб­ной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обосно­ванность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев вы­явления новых и вновь открывшихся обстоятельств. Обычно в та­ком порядке эти суды проверяют свои “собственные” решения по граж­данским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

  • объема и характера судебной работы;
  • количества проживающего насе­ления;
  • национального состава и занятости населения;
  • числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.

Ст. 24 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» устанавливает, что суды среднего звена действуют в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призван­ные выполнять организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):

  • в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Наряду с рассмотрением в таком порядке конкретных судебных дел президиум решает вопросы организационного характера. Он зас­лушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, от­четы председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перс­пективные и текущие планы судебной работы. На рассмотрение пре­зидиума могут вноситься доклады (сообщения) председателей район­ных судов по вопросам деятельности возглавляемых ими судов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).