Место экологического права в системе права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

Экологизация законодательства

С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

Общее правило, касающееся экологизации "иного" законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

 



Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Одним из его элементов является применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединены задачей защиты окружающей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование экологических правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями.

Основу развития экологического права как отрасли права составляет Конституция.

Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право в отличие от административного определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право имеет также некоторые смежные с гражданским правом предметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству.
В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии со ст. 751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, Федеральные законы от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Статьей 57 Закона об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий