Для доказательства истинности или ложности тезиса приводятся другие мысли, которые называются доводами (посылками, аргументами).
Доводы - это утверждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса и которые выдвигаются в поддержку тезиса и обладают доказательной силой для тех, кому адресована аргументация.
Выделяются различные типы аргументов: аргументы с помощью примера, иллюстрации, образца, аналогии, с помощью определения, возведения к роду, разделения на виды, от противоположного, путём указания причин и последствий, нахождения противоречий и др.
В качестве доводов могут выступать также факты, т.е. явления действительности, которые подтверждают тезис или согласуются с ним. Тезис и доводы должны быть связаны таким образом, чтобы тот, кто признает верным довод, должен был непременно признать верным и тезис. Если эта связь сразу не видна, нужно уметь показать, что она существует.
Выделяются типичные ошибки в аргументационной деятельности:
- в тезисе,
- в аргументации,
- в связи между аргументом и тезисом, т.е. в рассуждении.
Ошибками в тезисе являются:
- отступление от тезиса (вместо исходного доказывается сходный или связанный с ним);
- подмена тезиса (если спорящий не может доказать или защитить исходный тезис, он пытается его заменить);
- потеря тезиса (отходит далеко от тезиса и забывает его).
Ошибок в доводах две:
- ложный довод - аргумент представляет собой ложную мысль;
- произвольный довод - не является заведомо ложным, но требует доказательства сам по себе.
Ошибки в связи между аргументами и тезисом состоят в том, что тезис не вытекает из тех доказательств, которые приводятся в рассуждении.
Оппонент внимательно выслушивает аргументы спорящей стороны, анализирует и расчленяет их на простейшие составляющие, если довод оппонента сложный. Для оценки аргументов оппонент использует имеющиеся у него знания, а если этого недостаточно, то предпринимает самостоятельное исследование предмета, знакомясь с результатами других исследований, данными энциклопедий и справочников. Оценка может быть верной и неверной, а выражение её корректным и некорректным, уместным и неуместным.