После Второй мировой войны наметилось отступление в области трудового законодательства. Против рабочего и демократического движения был пущен в ход широкий арсенал карательных средств:
- ущемление прав трудящихся;
- гонения за инакомыслие;
- расширение реакционной деятельности полицейского аппарата;
- преследование членов левых организаций.
В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли «О регулировании трудовых отношений», призванный создать средства пресечения забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Закон пресекал ряд направлений трудовой практики профсоюзов, запрещал некоторые виды забастовок. Допустимые виды забастовок оговаривались рядом условий:
- введением «охладительного периода»;
- обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку;
- голосованием рабочих перед объявлением забастовки;
- не допускались стачки солидарности, запрещалось участие в забастовках служащих;
- предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом;
- устанавливался контроль за профсоюзными средствами;
- профсоюзам было запрещено делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности;
- усилена правовая регламентация деятельности профсоюзов (закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии);
- создавалась федеральная служба посредничества и примирения (вела переговоры между предпринимателями и представителями рабочего класса).
Закон создавал также постоянно действующий чрезвычайный президентский механизм для пресечения недозволенной профсоюзной активности. Президент мог запретить забастовку на 80 дней, если, с его точки зрения, она угрожала национальным интересам, мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа запрещения стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудовых конфликтов.
Антипрофсоюзная деятельность закона Тафта-Хартли была усилена законом Лэндрама-Гриффина 1959 г., поставившего профсоюзы под еще больший контроль государственных органов, которые получили право регулировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать предоставления в министерство труда отчетов, копий уставов, постановлений профсоюзов и пр.
Центральное место среди антикоммунистических правовых актов принадлежит Закону о внутренней безопасности 1950 г. (закон Маккарэна-Вуда), который предусматривал широкий перечень ограничений для членов коммунистических организаций: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях, выезжать за границу прочее. Каждая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих публикаций, радио для обнародования программ.
В 1954 г. был принят закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью, который прямо объявил Коммунистическую партию США орудием заговора и вне закона. Таким образом, был завершен процесс создания юридической базы для широкого наступления сил реакции на демократические права американских граждан, получивший название маккартизма (по имени сенатора Д. Маккарти).
В сентябре 1959 г. был издан антирабочий закон Лэндрама-Гриффина, который окончательно ликвидировал право профсоюзов на свободное функционирование, поставив их полностью под контроль правительства.
Антитрестовское законодательство США
Монополии-производители стремятся также к монополии в области сбыта товаров и предоставления услуг. На этот счет в ряде стран принято специализированное законодательство, нацеленное на обеспечение честной конкуренции в сфере торговли и пресечение всевозможных нарушений или откровенных мошеннических проделок.
Этой задаче были посвящены Закон Шермана 1894 г. и Закон Клейтона 1914 г. Они объединяются обычно под названием антитрестовского законодательства и нацелены против создания таких трестовых (трастовых) объединений с доверенной собственностью и выгодоприобретателями, которые извлекают прибыль и доходы при помощи создания монополий и других стеснений в торговле между штатами или в торговых сношениях с иностранными государствами. Были установлены санкции в виде денежных штрафов и тюремного заключения, однако эти меры оказались малоэффективными.
Кроме всего прочего, такие законы стали применяться помимо трестов также к тем из профсоюзов, которые пытались наладить координацию усилий с профсоюзами других штатов.
Антитрестовский характер текущего законодательства следует понимать и в более узком смысле — в смысле запрета некоторых видов договоров, которые ведут к неправомерной дискриминации и ослаблению свободной торговли: когда договоры "связывают" или "стесняют" конкуренцию.
В 1936 г. в США был введен запрет на контракты, предусматривающие поддержку единой схемы цен на товары и на продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам. К антимонопольному законодательству непосредственно примыкает законодательство о защите прав потребителей, в частности, о защите мер по поддержанию "качества" конкуренции или против "нечестных методов" конкуренции (ложная реклама, продажа товара без должной маркировки, продажа некачественных товаров и многие другие способы). В США это законодательство ведет свое начало с 1914 г.
После второй мировой войны наиболее значительное изменение в антитрестовском законодательстве связано с принятием в 1950 году “Акта Селлера - Кефовера“, явившегося поправкой к разделу 7 закона Клейтона. В антитрестовские законы были внесены наибольшие изменения, которые, не затрагивая норм материального права, формально предусматривали меры по более эффективной их реализации. Так, в 1955 году конгресс специальным актом повысил штраф по закону Шермана до 50 тыс. долл..
В 1952 году был принят “Акт Макгайра” (поправки к “Акту о федеральной торговой комиссии“) в котором участники соглашений получили ясно выраженное право требовать соблюдения фиксированных ими цен не только от фирм, прямо присоединившихся к соглашению, но и от тех компаний и отдельных лиц, которые не являются участниками таких сговоров. Этот закон был принят под предлогом охраны интересов мелких промышленных и торговых фирм. Он фактически легализовал практику установления монопольных цен, которую охотно используют и крупнейшие корпорации.
В 1962 году конгресс принял “Акт о гражданском антитрестовском процессе “, который по существу направлен на сокращение уголовных антитрестовских дел за счет некоторого увеличения дел гражданских.
Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах, посвященным банковским слияниям.
Основные принципы антитрестовского регулирования (ограничения монополизации рынков, слияний, ценовых сговоров и ограничения конкуренции по вертикали):
- антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов;
- слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства (по объему, ассортименту и т.д.) за счет роста рыночной доли вновь созданных компаний;
- наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.;
- ограничения конкуренции по вертикали ( т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться , так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети.