Понятие бюджетного права
Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- осуществления государственных и муниципальных заимствований;
- регулирования государственного и муниципального долга;
- составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
- привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.
Предмет бюджетного права
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:
- формировании доходов бюджетов;
- расходах бюджетов;
- осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
- проведении бюджетного контроля;
- применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).
Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями.
Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Метод бюджетного права
Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.
Поскольку бюджетное право - это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем же методом, что и регулирование финансовых отношений, - императивным методом.
Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.
Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.
Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:
- договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
- договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой - частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).
Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права - императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.
Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:
- общетеоретические методы (императивный, диспозитивный);
- методы финансового права (централизованное и децентрализованное регулирование);
- метод бюджетного контроля (осуществление контроля со стороны государства);
- метод бюджетных трансфертов (специфический для бюджетного права).
Система бюджетного права
Система бюджетного права (по Д.Л. Комягину) включает:
- общую часть (изучает общие понятия, принципы, полномочия и т.д.);
- особенную часть, которая включает в себя:
- основные институты бюджетного права (бюджетные расходы и доходы; бюджетное устройство; бюджетный процесс ; государственный долг и государственный кредит);
- институты вспомогательные, которые могут трансформироваться с изменением законодательства или экономических условий (ответственность за нарушения бюджетного законодательства; бюджетный контроль).
См.: Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Федерации: научно-практическое пособие. – М., 2009.
Т.В. Конюхова выделяла следующие институты и субинституты бюджетного права:
- институт бюджетного устройства;
- институт доходов (триедин и состоит из субинститутов):
- доходы федерального бюджета;
- доходы бюджетов субъектов РФ;
- местные доходы;
- институт расходов бюджета, в котором выделяются субинституты:
- расходных обязательств РФ;
- расходных обязательств субъектов РФ;
- местных расходных обязательств;
- бюджетных ассигнований;
- институт сбалансированности бюджета, включающий субинституты:
- дефицита бюджетов бюджетной системы РФ;
- бюджетного кредита и использования нефтегазовых доходов бюджета;
- институт государственного и муниципального долга, включающий субинституты:
- государственного долга субъекта РФ;
- муниципального долга;
- внешних долговых требований РФ;
- институт межбюджетных трансфертов, в который включены субинституты:
- дотаций;
- субсидий;
- субвенций;
- институт государственных внебюджетных фондов;
- институт бюджетного процесса, включающий субинституты:
- полномочия участников бюджетного процесса;
- бюджетные полномочия при временном финансовом управлении;
- основы составления проектов бюджетов;
- основы рассмотрения и утверждения бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- исполнение судебных актов о взыскании из бюджетов бюджетной системы РФ;
- внешняя проверка исполнения бюджетов;
- институт бюджетного учета и отчетности;
- институт государственного и муниципального финансового контроля;
- институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства.