Бюджетное право как подотрасль финансового права: понятие, предмет, метод, система

Понятие бюджетного права

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Схемы
Бюджетное право как подотрасль финансового права

Предмет бюджетного права

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

  1. формировании доходов бюджетов;
  2. расходах бюджетов;
  3. осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их   исполнении,   а   также   при   составлении   и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  4. проведении бюджетного контроля;
  5. применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).
Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями

Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Метод бюджетного права

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Поскольку бюджетное право - это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем   же   методом,   что   и   регулирование   финансовых   отношений,   -   императивным методом.

Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.

Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:

  1. договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
  2. договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой - частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).

Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права - императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.

Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:

  • общетеоретические методы (императивный, диспозитивный);
  • методы финансового права (централизованное и децентрализованное регулирование);
  • метод бюджетного контроля (осуществление контроля со стороны государства);
  • метод бюджетных трансфертов (специфический для бюджетного права).

Система бюджетного права

Система бюджетного права (по Д.Л. Комягину) включает:

  1. общую часть (изучает общие понятия, принципы, полномочия и т.д.);
  2. особенную часть, которая включает в себя:
    • основные институты бюджетного права (бюджетные расходы и доходы; бюджетное устройство; бюджетный процесс ; государственный долг и государственный кредит);
    • институты вспомогательные, которые могут трансформироваться с изменением законодательства или экономических условий (ответственность за нарушения бюджетного законодательства; бюджетный контроль).

Схема

Система бюджетного права (как подотрасли финансового права)

Система бюджетного права по Т.В. Конюховой

См.: Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Федерации: научно-практическое пособие. – М., 2009.

Т.В. Конюхова выделяла следующие институты и субинституты бюджетного права:

  1. институт бюджетного устройства;
  2. институт доходов (триедин и состоит из субинститутов):
    • доходы федерального бюджета;
    • доходы бюджетов субъектов РФ;
    • местные доходы;
  3. институт расходов бюджета, в котором выделяются субинституты:
    • расходных обязательств РФ;
    • расходных обязательств субъектов РФ;
    • местных расходных обязательств;
    • бюджетных ассигнований;
  4. институт сбалансированности бюджета, включающий субинституты:
    • дефицита бюджетов бюджетной системы РФ;
    • бюджетного кредита и использования нефтегазовых доходов бюджета;
  5. институт государственного и муниципального долга, включающий субинституты:
    • государственного долга субъекта РФ;
    • муниципального долга;
    • внешних долговых требований РФ;
  6. институт межбюджетных трансфертов, в который включены субинституты:
    • дотаций;
    • субсидий;
    • субвенций;
  7. институт государственных внебюджетных фондов;
  8. институт бюджетного процесса, включающий субинституты:
    • полномочия участников бюджетного процесса;
    • бюджетные полномочия при временном финансовом управлении;
    • основы составления проектов бюджетов;
    • основы рассмотрения и утверждения бюджетов;
    • исполнение бюджетов;
    • исполнение судебных актов о взыскании из бюджетов бюджетной системы РФ;
    • внешняя проверка исполнения бюджетов;
  9. институт бюджетного учета и отчетности;
  10. институт государственного и муниципального финансового контроля;
  11. институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

 

0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий