Российская Федерация присоединилась к международной системе мер, направленных на борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Российское законодательство по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма учитывает основные рекомендации, разработанные международным сообществом.
В систему противодействия легализации незаконно приобретенного капитала входят подразделения:
- правоохранительных органов,
- Росфинмониторинга,
- финансово-кредитных учреждений,
- налоговых органов,
- таможенных органов.
Поскольку банковские продукты и услуги наиболее часто используются в качестве одного из каналов для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и исходя из необходимости надлежащего выполнения требований российского законодательства, банки должны при осуществлении своей деятельности опираться на следующие принципы:
- недопущение использования банка в целях отмывания денег и финансирования терроризма;
- идентификация всех клиентов банка;
- применение процедуры «знай своего клиента» к каждому клиенту банка;
- отказ от открытия счетов на предъявителя;
- установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;
- отказ от установления договорных отношений и совершения операций с участием банков, не имеющих физического присутствия по месту их регистрации;
- своевременное информирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФСФМ) об операциях и сделках, сведения о котоҏыҳ подлежат представлению.
Иностранным финансовым организациям, включая тех, что находятся в известных оффшорных зонах, не разрешено действовать в России напрямую: они должны это делать лишь через отделения, инкорпорированные в России и являющиеся объектом деятельности внутренних надзорных органов. В течение процесса создания акционерного общества и лицензирования, каждый директор российской компании должен быть идентифицирован и изучен российскими властями; в связи с этим существование "назначенцев" или же безымянных директоров в практическом плане не допускается российскими законами и нормативами.
Важно понимать, что ведя борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется с экономическими преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, а также с другими особо опасными преступлениями, теневой и криминальной экономикой в целом. Именно в связи с этим в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, вопросы взаимодействия подразделений правоохранительных органов, Росфинмониторинга, финансово-кредитных учреждений и налоговых органов являются наиболее актуальными в современных условиях.